Научные школы СГСПУ прошли экспертизу по Государственной научно-технической программе «Развитие образования в России» (направление II: «Российская школа» приказом Министерства науки, Высшей школы и технической политики РФ от 15.12.1992 г. № 1130).
Школа | Руководители |
---|---|
Методика преподавания литературы |
|
Русская драматургия |
|
История зарубежной литературы |
|
Дифференциальные уравнения и математическая физика |
|
Физика плазмы |
|
Центральные механизмы организации дыхательного ритма |
|
Язык как функционирующая система |
|
| |
Теория и история русской критики и литературы |
|
Методика преподавания русского языка в средней школе |
|
Проблемы словообразования в русском языке |
|
|
Научные направления деятельности
Самарского государственного социально-педагогического университета
№ | Темы научных исследований | Научный руководитель |
---|---|---|
1. | Биоэкологические особенности растительных и животных организмов в условиях Среднего Поволжья | К.б.н., профессор В.М. Астафьев,
К.б.н., доцент А.А. Семёнов |
2. | Животный мир Среднего Поволжья | К.б.н., доцент С.И. Павлов |
3. | Палеогеоморфология фундамента и нижней части осадочного чехла юго-восточной окраины Русской платформы | Д.г.н., профессор С.С. Коноваленко |
4. | Центральные механизмы регуляции дыхания | Д.б.н., профессор Ю.М. Попов |
5. | Растительный покров долинно-водосборных геосистем бассейна Средней Волги (в программе РАН «Проблемы изучения и рационального использования растительного мира») | Д.б.н., профессор В.И. Матвеев,
К.б.н., доцент А.А. Устинова |
6. | Растительный покров долинно-водосборных геосистем бассейна средней Волги | Д.б.н., профессор В.И. Матвеев |
7. | Влияние Куйбышевского обводнительно-оросительного канала на флору и растительность прилегающих к нему территорий | Д.б.н., профессор В.И. Матвеев |
8. | Влияние Куйбышевского обводнительно-оросительного канала на флору и растительность прилегающих к нему территорий | Д.б.н., профессор В.И. Матвеев |
9. | Селекция и адаптация культурных растений | К.б.н., доцент И.В. Минина |
10. | Роль перинатальной патологии в этнопатологенезе нарушений речи у детей | К.м.н., доцентС.П. Хенкина |
11. | Географическое краеведение самарского Поволжья. Разработка специального содержания учебных географических карт | Д.г.-м.н., доцент В.В. Швырев,
Д.г.н., профессор С.С. Конваленко |
12. | Исследование распределения намагниченности. | К.ф.-м.н., доцент Д.Г. Березин |
13. | Исследование краевых задач для дифференциальных уравнений и частных производных | К.ф.-м.н., профессор В.А. Носов,
К.ф.-м.н. Томина А.И. |
14. | Исследование оптических свойств многослойных углеродосодержащих материалов в СВЧ-диапазоне | К.ф.-м.н., доцент Б.В. Храмов |
15. | Радиоуглеродные исследования в археологии, астрофизике | К.ф.-м.н., доцент Б.П. Шахов,
К.и.н., доцент А.А. Хохлов |
16. | Политическая культура и политическое сознание | К.филос.н., доцент Л.П. Дидуренко |
17. | Условия и факторы формирования рыночной экономики в России | К.э.н., профессор Н.Ф. Помякшев |
18. | Европейская поэзия XVIII-XIX века. Немецкая послеромантическая лирика. Творчество Макса Фрима в зеркале теории постмодернизма | Д.ф.н., профессор А.С. Бакалов |
19. | Античность в русской поэзии 18-19 вв. | К.ф.н., доцент Н.А. Буранок |
20. | История русской драматургии 18-19 вв. Поэтика жанровых форм русской литературы 18 века. | К.ф.н., д.п.н., профессор О.М. Буранок |
21. | Русско-зарубежные литературные связи. Античность в русской поэзии XVIII-XIX вв. | К.ф.н., доцент Н.А. Буранок |
22. | Лингво-стилистическое исследование языка художественных произведений. | К.ф.н., профессор Везерова М.Н.,
Д.п.н., профессор Сеничкина Е.П. |
23. | Социализация детей и молодёжи в меняющемся мире. Роль и место современных институтов воспитания всех уровней в процессе социализации личности в период «детство-юность» | К.п.н., доцент Сорокина И.В. |
24. | Музыкальная культура г. Самары | Профессор И.А. Касьянова |
25. | Гуманизация образования на базе диалога культур (новые технологии обучения русскому языку в вузе и школе) | К.п.н., доцент А.М. Кулага |
26. | Развитие речи младших школьников | Д.п.н., профессор Е.П. Пронина,
К.п.н., доц. Сидорова Н.М. |
27. | Психолого-педагогические особенности педагогической и профессиональной деятельности с учётом индивидуальных особенностей учащихся, педагогов, психологов. | Д.п.н., профессор В.М. Минияров |
28. | Совершенствование учебно-воспитательного процесса в вузе и подготовке студентов к воспитательной работе в школе | К.ф.-м.н., доцент В.А. Метлин |
29. | Проблемы преподавания математики в вузе и школе | К.п.н., доцент Т.А. Сотникова,
К.п.н., доцент И.С. Новичкова |
30. | Методика музыкального воспитания. Возможности комплексного использования искусства в процессе социальной адаптации учащихся с временной ЗПР. Нравственно-эстетическое развитие детей начальных классов в процессе ознакомления с фольклором. | К.п.н., доцент Л.Л. Пеленкова |
31. | Углубленное изучение русского языка в школах, колледжах, лицеях. | Д.п.н., профессор Е.П. Пронина,
Д.п.н., профессор Ш.А. Махмудов |
32. | Немецкая литература и культура XVII-XVIII вв. | Д.филол.н., профессор А.С. Бакалов |
33. | Немецкая литература XVIII-XIX вв. Немецкая послеромантическая лирика. | Д.филол.н., профессор А.С. Бакалов |
34. | Проблемы поэтики русской литературы XX века. | К.ф.н., доцент А.В. Молько,
К.филол.н., доцент О.В. Журчева |
35. | Проблемы истории русской литературы XX века. Литературный процесс 1950-1960 гг. как историко-литературная проблема. | К.филол.н., доцент А.В. Молько |
36. | Вопросы теории художественного произведения. Теория литературы. Поэтика | Д.филол.н.,профессор В.Ш. Кривонос,
Д.филол.н. Е.В. Абрамовских |
37. | Русская литературная критика и проблемы русской литературы XIX века. | Д.филол.н Н.Б. Алдонина |
38. | Лингводидактическое обоснование функционально-семантического аспекта изучения русского языка в средних учебных заведениях разных типов. | Д.п.н., профессор Е.П.Пронина,
д.п.н., профессор Ш.А. Махмудов |
39. | Проблемы лингвистического общения | Д.ф.н., профессор Е.П. Сеничкина |
40. | Изучение лексики и словообразования современного русского языка | К.филол.н., профессор Р.И. Тихонова |
41. | Синтаксис сложных форм в современном немецком языке. | Д.филол.н., профессор О.А. Кострова |
42. | Латинизмы в современном французском языке | К.ф.н., доцент Е.А. Михайлова |
43. | Элегия Парни в системе жанров | К.ф.н., доцент Е.А. Михайлова |
44. | Восприятие письменного и устного текста как прагмалингвистическая проблема | Д.ф.н., профессор А.Н. Морозова |
45. | Филологическая теория высказывания (английский язык). | Д.ф.н., профессор А.Н. Морозова |
46. | Словосочетания с постпозитивным определением в ранненовоанглийском периоде. | Д.ф.н., профессор В.М. Савицкий |
47. | Семиологические и лингвистические основы теории идиоматики. | Д.ф.н., профессор В.М. Савицкий |
48. | Немецкое словообразование: синхрония и диахрония | Д.ф.н., профессор В.Н. Федорцова |
49. | Музыкальная культура г. Самары в истории Поволжья | Доцент В.Н. Бацун |
50. | Свойства симметрии калибровочных полей и механизмы её нарушения | к.ф.-м.н., доцент А.С. Тарновский |
51. | Социальная психология образования | Д.пс.н., профессор Г.В. Акопов |
52. | Коррекционно-диагностическая работа с детьми раннего возраста, имеющими проблемы в развитии | К.п.н., доцент Е.А. Чаладзе |
53. | Проблема сознания в психологии | Д.пс.н., профессор Г.В. Акопов |
54. | Подготовка специалистов-музыкантов к работе по музыкально-эстетическому воспитанию школьников | Доцент В.Н. Бацун |
55. | Гуманизация образования как социально-педагогическая проблема | Д.п.н., профессор В.П. Бездухов |
56. | Управление познавательной деятельностью учащихся в процессе обучения физике | Д.п.н., профессор В.А. Бетев |
57. | Проблемы методики преподавания литературы в вузе и школе | К.п.н., профессор Н.А. Бодрова |
58. | Методологические особенности преподавания композиции | Ст. преподаватель А.И. Бондаренко |
59. | Формирование потребностей в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве у детей дошкольного возраста. | Ст. преподаватель А.И. Бондаренко |
60. | Психологические аспекты цветоведения | Ст. преподаватель А.И. Бондаренко |
61. | Подготовка научно-методических рекомендаций и пособий для студентов и учителей русского языка | Д.п.н., доцент Т.И. Куропаткина,
Д.п.н., профессор Е.П. Пронина, Д.филос.н., доцент М.Н. Везерова |
62. | Обучение французскому языку через диалог культур. Методические приёмы в практике преподавания французского языка как второго иностранного языка | Д.ф.н., профессор И.В. Вершинин |
63. | Совершенствование непрерывного биолого-экологического образования студентов и школьников | К.б.н., профессор Т.М. Носова |
64. | Методическое обеспечение курса информатики в вузе и школе | Д.п.н., профессор В.И. Пугач |
65. | Проблема личностного и психологического развития детей и школьников разного возраста. Разрешение межличностных конфликтов подростков в спортивной деятельности | К.пс.н., доцент Е.М. Савицкая |
66. | Поэтика русской литературы и методика преподавания русской классической литературы в вузе. | К.филол.н., доцент О.И. Сердюкова |
67. | Концепция мира и человека в литературе и культуре нардов мира. Мировая художественная литература и культура как фактор педагогики гуманизма и ненасилия | К.п.н., профессор Т.А. Якадина |
68. | Активные методы преподавания языка и обучения студентов и младших школьников | К.п.н., доцент Н.Н. Сидорова |
69. | Психолингвистические особенности педагогической и профессиональной деятельности с учётом индивидуальных особенностей учащихся, педагогов. психологов | К.пс.н., доцент Н.М. Симонова |
70. | Разработка учебной и методической литературы по старославянскому языку, исторической грамматике русского языка для вуза и школы | К.филол.н., профессор Р.И. Тихонова |
71. | Инновационные технологии подготовки учителя химии в педагогическом университете | к.п.н., профессор В.И. Толкунов |
72. | Культура через театр | К.ф.н., доцент Г.М. Торунова |
73. | Методические проблемы преподавания математических дисциплин в вузе | К.ф.-м.н., доцент Т.М.Федулова |
74. | Изобразительное искусство. Художественно-творческое развитие детей средствами изобразительного искусства | К.п.н., доцент Е.Н. Хохрина |
75. | Становление Черногорского государства | Д.и.н., профессор Ю.П. Аншаков |
76. | Первобытнообщинный строй на территории Поволжья и Приуралья | Д.и.н., доцент А.А. Выборнов,
Д.и.н., доцент О.Д. Мочалов |
77. | Исследование проблемы истории образования России | Д.и.н., профессор А.Н. Колпаков |
78. | Тыл и коммуникации французской армии и действия русских | Д.и.н., профессор А.И. Попов |
79. | Работники промышленности Поволжья: историко-социологический аспект (1945-1965) | д.и.н., профессор А.И. Репинецкий |
80. | История образования в Среднем Поволжье. Историческое краеведение. | К.и.н., профессор А.А. Семашкин |
81. | Политическое движение английских радикалов XVIII века | Д.и.н., профессор С.Б. Семёнов |
82. | Россия в 1941-1945 гг.: проблемы отечественной историографии | К.и.н., профессор Е.Л. Храмкова |
83. | Мир художественной литературы. История развития мировой художественной культуры в начальной школе | К.и.н., доцент О.Г. Мерзликина |
84. | Проблемы развития личности в вузе и школе: межличностные отношения, познавательная активность, развитие профессионального самосознания; история вопроса. Подтемы: развитие учащихся дошкольного и младшего возраста через педагогическое общение | К.п.н., профессор С.А. Севенюк |
85. | Развитие познавательной активности учащихся 2-3 классов на уроках математики и природоведения | К.ф.-м.н., профессор Н.Г. Кочетова |
86. | Мировая культура как фактор педагогики ненасилия | К.п.н., профессор Т.А. Якадина |
87. | Философские проблемы гуманизации образования | Д.филос.н., профессор Е.Н. Хохрина |
88. | Этнографические (территориальные) группы чувашей Среднего Поволжья и Зауралья | Д.и.н., профессор Ягафова Е.А. |
89. | История и культура славянских народов на территории Самарской области | К.и.н., доцент Г.Ю. Бурдина |
90. | Европейская поэзия 18-19 вв. Немецкая послеромантическая лирика. Творчество Марка Фрима в зеркале теории постмодернизма | Д.ф.н., профессор А.С. Бакалов |
91. | Проблемы историографии и источниковедения отечественной истории | Д.и.н., профессор Н.П. Мышенцев |
92. | Философские проблемы естествознания и медицины: концепция здорового образа жизни | К.ф.н., доцент П.П. Посохов,
К.ф.н., доцент А.Г. Сидоров |
93. | Совершенствование зоолого-экологической подготовки будущих учителей в системе современного педагогического образования | Д.п.н., профессор Т.М. Носова |
94. | Формирование учебно-познавательной активности школьников в процессе физического воспитания | К.п.н., доцент Т.М. Воеводина |
95. | Физическая культура как процесс рационально построенной преобразовательной деятельности | К.п.н., доцент Т.М. Воеводина |
96. | Социально-педагогические условия организации процесса обучения иностранным языкам студентов неязыковых факультетов | К.п.н., профессор Л.В. Вершинина |
97. | Формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов | К.ф-м.н., профессор Н.Г. Кочетова |
98. | Начальное образование в системе художественного воспитания: история, современное состояние, перспективы. | К.п.н., доцент И.А. Мечик |
99. | Подготовка студентов к формированию у учащихся продуктивного мышления при обучении математике | К.п.н., доцент С.П. Зубова |
100. | Художественно-эстетическое воспитание в процессе формирования личности ребёнка | К.и.н., профессор Т.А. Чичканова |
101. | Развитие субъектной позиции младшего школьника в период субъектной адаптации к школьному обучению | К.п.н., доцент Н.А. Жесткова |
102. | Творческое проектирование как инновационный метод обучения младших школьников | К.п.н., доцент С.В. Щеглова |
103. | Исследование процесса формирования творческой активности студентов педагогического вуза | К.п.н., профессор Н.Г. Кочетова |

Если сложить друг на друга все книги библиотеки Университета, то получится стопка книг высотой в 30 километров, что в 3,5 раза выше самой высокой в мире горы Эвереста!
Научные исследования – это важнейшее направление деятельности Самарского государственного социально-педагогического университета, и в нашем учебном заведении для получения студентами ценных знаний и навыков созданы идеальные условия. В СГСПУ наука действительно занимает первостепенное положение, свои научные школы у нас работают уже несколько десятилетий.
В учебный фонд Университета входят хорошо оснащенные лаборатории и компьютерные классы, прекрасная библиотека, оборудование для проведения исследований и многое другое.
Настоящим кладезем полезной информации для будущих ученых и исследователей являются научные конференции и круглые столы, ежегодно проводимые в нашем заведении. Преподаватели, аспиранты и студенты СГСПУ проходят стажировки в зарубежных вузах, участвуют в грантовых программах, организованных государственными и негосударственными фондами.