Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
«Министерство просвещения Российской Федерации»
Версия для слабовидящих

Подъем вузов переворотом

5 Марта 2007

В Минобрнауки готов новый стандарт высшего образования, который обещает стать революционным. Вместо гениев и недоучек вузы будут выпускать технократов-исполнителей на благо капиталистической экономики. Образовательное сообщество и работодатели к нововведениям относятся пока настороженно. В четверг коллегия Минобрнауки одобрила проект нового государственного образовательного стандарта высшего образования. Он вступит в силу уже в 2010 году - одновременно с полномасштабным вхождением России в Болонский процесс. Новый стандарт высшего образования радикально отличается от нынешнего. Система подготовки кадров будет двухуровневой, количество специальностей резко сократится, а вузы получат право самостоятельно определять образовательные программы. Главный упор в подготовке специалистов перенесется с академической составляющей (знаний) на формирование компетенций и подготовку личных качеств, необходимых выпускникам на производстве (ответственность, умение принимать решения, коммуникативность). При этом учебная нагрузка студентов уменьшится с нынешних 54 часов в неделю до 45 часов, а сэкономленное время пойдет на практические занятия. Таким образом, новый госстандарт ознаменует переворот в отечественном образовании. С целевой установки на штучное взращивание "невтонов" оно переориентируется на штамповку технократов-исполнителей, доводящих до массового производства идеи гениев. Именно в них сегодня нуждается российская экономика, уверены в министерстве. С этой целью в России вводится принципиально новая - двухступенчатая - система подготовки кадров по схеме: 4 года бакалавриат плюс 2 года магистратура. Она становится основной, а лежащее в основе нынешней системы пятилетнее обучение специалистов сохраняется только в малочисленных отраслях, требующих непрерывного образования. Их число сократится с нынешних 300 специальностей до 116--130. (Сегодня, по данным Минобрнауки, ситуация прямо противоположная: с квалификацией "специалист" вузы заканчивают 84% выпускников, со степенью "магистр" - 4% и "бакалавр" - 12%). Степень бакалавра будет соответствовать первому уровню образования, а специалиста и магистра - второму. Готовить бакалавров будут к работе на производстве - нынешние представляются Минобрнауки перегруженными академизмом. Для сохранения же интеллектуального потенциала нации, на принадлежность к которому, по оценке Андрея Фурсенко, могут претендовать "с запасом не более 10--15% из 7-миллионного российского студенчества", будут готовить только магистров. Какой процент бакалавров сможет поступить в магистратуру и сколько из них - на бюджетные места, уточнять "Газете.Ru" министр не стал, отметив лишь, что, по его мнению, "количество магистров должно на 20--25% превышать потребности рынка труда". Количество "бесплатных" мест в магистратуре, отметил он, будет увязано с закрепленным в законе положением: 170 бюджетных мест на 10 тыс. населения. "Для более точного определения надо сначала принять закон", - отметил он, добавив, что значительная часть мест бюджетной магистратуры должна достаться специалистам "государственных" сфер - социальной, обороны и безопасности. Значительно изменится содержание госстандарта образования - из него исчезают региональные и вузовские компоненты, а вместе с ними - детализация содержания образования. За собой государство оставляет только требования к компетенциям выпускника: в госстандарте расписывается не то, что студент должен изучать, а что он должен знать на выходе. Таким образом, вузам перестают предписывать сверху, чему, как и в каких объемах учить студентов, и они получат право самостоятельно составлять образовательные программы (модульные циклы). (В СССР вузы имели право определять не более 10% образовательной программы, сейчас - 20--40%, а с переходом на новый стандарт образования - до 70% и более, обещают в Минобрнауки.) Единственное, что предписывается вузам, - сделать подготовку специалистов более универсальной. Сегодня общее количество направлений специализации достигает 650--530 специальностей непрерывного пятилетнего обучения и еще 120 направлений подготовки бакалавров и магистров. Новый госстандарт предполагает их сокращение до 145, и в частности, за счет бакалавров. С их специализацией фактически будет покончено - она останется разве что на уровне "бакалавр-гуманитарий" или "бакалавр-технарь". Предложенные новшества, утверждают в Минобрнауки, позволят решить хотя бы самые неотложные проблемы отечественного образования, сейчас, по словам Андрея Фурсенко, его качество не устраивает ни работодателей, ни образовательное сообщество. Так что "ни у кого не возникает возражений, что система образования должна меняться, и достаточно существенно", подчеркнул он. Тем не менее, с точки зрения главы Российского союза ректоров, ректора МГУ им. Ломоносова Виктора Садовничего, проблема изменения госстандарта носит стратегический характер, а потому должна быть рассмотрена президентским Советом по науке и технике. Не отрицая необходимости перемен, образовательное сообщество сохраняет многие опасения. Кое-кто считает, что бакалавриату с магистратурой можно отдать не более двух третей студенческих мест - гораздо меньше, чем предполагают в министерстве. Другие обижаются, что усеченный перечень направлений подготовки специалистов готовился без участия образовательного сообщества. Как рассказал "Газете.Ru" директор Института всеобщей истории РАН Александр Чубярьян, за 15 лет эксперимента с подготовкой бакалавров и магистров в нем приняли участие лишь 30 российских вузов (из 3 тыс. вузов с филиалами). Тем не менее, за два с небольшим года, оставшиеся до присоединения России к Болонскому процессу, именно это направление собираются сделать основным. "А ведь переход - это не только изменение названия. Прежде всего, это новые программы, учебные планы, перечни специальностей, на создание которых нужно время. Поэтому переход обязательно должен быть плавным", - убежден он. Работодатели же, ради которых, в частности, государство затевало создание нового стандарта профобразования, признают, что не готовы к его обсуждению. "Значительная часть работодателей не готова обсуждать госстандарт и перечень специальностей. Работа бизнеса по подготовке профессиональных стандартов тоже отстает", - констатировал директор департамента социальной политики и трудовых отношений РСПП Федор Прокопов. Да и вообще, "работодателя детали процесса обучения не интересуют. Его интересует только результат", - заявил он. "Газета.ru", 2007.

ТЕГИ

абитуриентам Академия Минпросвещения России анонс антикоррупция археология аспирантура Ассоциация выпускников СГСПУ вебинар видео волонтеры выпускники выставка грант день открытых дверей ЕГФ заседание методической секции зоомузей ИКТ в образовании иностранные языки интервью история ИФ кафедра журналистики кафедра иностранных языков кафедра романской филологии КДО КМО КНО конкурс Конкурс на замещение вакантной должности конференция концерт культмасс магистратура мастер-класс международный отдел международный студенческий обмен методический семинар Минпросвещения России музей истории наука наши преподаватели НИЧ объявление олимпиада ОРИМ ОРСКОиРСС отчет партнеры педагогический кванториум ППОР праздник практика профком студентов психологическая служба психология работодатели РСО СГСПУ семинар СМИ спорт Спортивный клуб страницы истории академии студенты студенческая журналистика телевидение технопарк технопарк универсальных педагогических компетенций тотальный диктант трудоустройство УВСР УМС учитель будущего учитель будущего поколения России фестиваль ФИТМК ФИЯ ФКИ ФКиИ ФМФИ ФНО ФПСО ФСО ФФ ФФКиС ФФКС ФЭУС ЦДП школьники
Июнь 2023
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012
подняться наверх