Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
«Министерство просвещения Российской Федерации»
Версия для слабовидящих

В России планируется официально ввести двухуровневую систему высшего образования

12 Марта 2007

С 1 сентября в России планируется официально ввести европейскую двухуровневую систему высшего образования. Согласно законопроекту, одобренному правительством РФ, она будет состоять из бакалавриата и магистратуры, при сохранении в некоторых вузах 5-6 летнего специального образования. По словам главы Минобрнауки Андрея Фурсенко, все три уровня будут самостоятельными, со своими госстандартами и итоговой аттестацией. Лицензирование, аттестация и госаккредитация вузов по программам каждого из уровней будет проводиться раздельно.

Фурсенко выразил надежду, что эта реформа поможет устранить структурные диспропорции между спросом и предложением квалифицированных специалистов на рынке труда. По мнению ректора МГУ имени Ломоносова Виктора Садовничего, новая система может отрицательно сказаться на качестве образования. Однако первый вице-премьер Дмитрий Медведев, что этот параметр зависит от качества преподавания, а не от сроков обучения.

Пемьер-министр Михаил Фрадков подчеркнул, что двухуровневая система высшего образования позволит "освободить наших юношей и девушек от пустых хлопот". Идея реформы высшего образования, включая двухуровневую систему, активно разрабатывалась в ведомстве Фурсенко с 2005 года. Она в частности, предусматривает отказ от системы зачетов учебных программ по часам и введение единой системы зачетных единиц, принятой в Европе. Каждый учебный курс оценивается только по своей трудоемкости, и для получения определенной квалификации студент должен набрать нужное количество единиц трудоемкости в одном или нескольких университетах.

С принятием закона традиционная для России моносистема подготовки специалистов расколется на бакалавриат (первый, низший уровень) и магистратуру (второй уровень). Оба предполагают самостоятельную итоговую аттестацию: освоившим первый, будет присвоена квалификация "бакалавр", второй - "магистр" или "специалист".

Специалитет - непрерывное пяти - или шестилетнее образование по старой модели - тоже сохранят и приравняют ко второму уровню. Но только в немногочисленных, преимущественно элитных вузах вроде МГУ им. Ломоносова или МВТУ им. Баумана. (В основном, отметил Андрей Фурсенко, в него попадут вузы, готовящие инженеров и медиков. "Есть специальности, которые требуют непрерывных программ, а эти программы изначально спланированы на то, что пять или шесть лет человека надо учить именно по этим специальностям с первого курса и до выпуска", - уточнил он). Список допущенных к специалитету вузов будет именным: его ежегодно будет утверждать правительство.

В бакалавриате будут учиться 3-4 года - "в зависимости от направления подготовки", отметил Фурсенко. По завершению бакалавриата можно будет продолжить учебу по программам магистратуры. Узкая специализация выпускников останется только там: бакалавры же останутся "специалистами общего профиля". Число специальностей и направлений подготовки в бакалавриате будет значительно сокращено: из нынешних 120 останутся только 60-100 (с одновременным расширением числа специализаций магистров).

Задача бакалавриата - готовить исполнителей с высшим образованием для производственной и социально-экономической сфер. Кого и сколько - решат "исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы", - подчеркивают разработчики. При этом, чтобы доучиться в магистратуре, большинству бакалавров (по некоторым оценкам, до 80%) скорее всего, придется заново сдавать вступительные экзамены. Что же касается вопроса оплаты магистерских программ, то он пока остается открытым. По словам разработчиков, обучение выпускников бакалавриата в магистратуре пойдет "за счет бюджетных средств даже в случае, если после бакалавриата он отработал несколько лет по специальности, и лишь затем решил доучиваться на магистра". Однако по другим данным, обучение в магистратуре будет преимущественно платным. Исключение сделают в основном для нужных государству областей (скорее всего, с последующей обязательной отработкой молодых специалистов), а также для ведущих университетов страны - того же МГУ или Петербургского госуниверситета. Учить в магистратуре на базе бакалавриата будут еще 2 года. Здесь будут готовить выпускников, ориентированных на научно-исследовательскую деятельность, аналитиков и проектантов. Специалисты также должны уметь самостоятельно вести производственную или социально-экономическую деятельность, связанную с анализом, проектированием и организацией работ в определенной сфере, цитирует РИА "Новости" главу Миобрнауки.

По словам Фурсенко, принятие закона позволит гармонизировать российскую систему образования с европейскими: большая часть из них уже перешли к уровневому подходу в высшем образовании. Кроме того, пообещал он, закон принесет много пользы внутри страны. С одной стороны, он позволит покончить с современной практикой выпуска специалистов "в никуда", без шанса на трудоустройство. С другой, позволит существенно изменить ситуацию с необходимостью доучивания специалистов на производстве, как это происходит сейчас", - цитирует министра "Интерфакс". "Это позволит повысить конкурентоспособность выпускников", - пообещал Андрей Фурсенко. - А то сейчас рынок труда стал "менее предсказуемым, ни одна программа подготовки не обеспечивает возможности гарантированного трудоустройства", - цитирует министра "Интерфакс".

Представляя законопроект, глава Минобрнауки всячески подчеркивал, что "бакалавр - это высшее образование - полноценное высшее образование!" Тем не менее в образовательном среде на этот счет существуют серьезные сомнения. Особенно сильны опасения получить армию недоучек с трехлетним сроком обучения в бакалавриате. Нечеткость сроков обучения в бакалавриате от трех до четырех лет может привести к тому, "что университеты начнут делать трехлетних бакалавров", - предрек ректор МГУ Виктор Садовничий. По его словам, из законопроекта во что бы то ни стало нужно убрать упоминание о трехлетнем сроке подготовки бакалавров, оставив только четырехлетний срок. Кроме того ректор МГУ высказался против жесткого увязывания обучения в бакалавриате с дальнейшим образованием исключительно в магистратуре. По его словам, невозможность перехода из бакалавриата в специалитет является неоправданной, так как сужает возможности получения образования. "В законе нужно ввести равноправие всех "траекторий" с возможностью перехода на любой уровень", - подчеркнул он. Безоглядный переход на новую систему с массовой выпечкой недоученных специалистов, выразил опасения вузовского сообщества ректор МГУ, может привести к дискредитации высшего образования, и в первую очередь нанести серьезный урон базе престижных вузов. С точкой зрения Российского союза ректоров, казалось бы, был согласен и глава Минобрнауки. "Изменение системы образования не терпит суеты. Главное - не делать резких движений", - заявил он несколькими днями раньше. Тем не менее представленный им закон должен вступить в силу уже 1 сентября 2007 года.

ТЕГИ

абитуриентам Академия Минпросвещения России анонс антикоррупция археология аспирантура Ассоциация выпускников СГСПУ вебинар видео волонтеры выпускники выставка грант день открытых дверей ЕГФ заседание методической секции зоомузей ИКТ в образовании иностранные языки интервью история ИФ кафедра журналистики кафедра иностранных языков кафедра романской филологии КДО КМО КНО конкурс Конкурс на замещение вакантной должности конференция концерт культмасс магистратура мастер-класс международный отдел международный студенческий обмен методический семинар Минпросвещения России музей истории наука наши преподаватели НИЧ объявление олимпиада ОРИМ ОРСКОиРСС отчет партнеры педагогический кванториум ППОР праздник практика профком студентов психологическая служба психология работодатели РСО СГСПУ семинар СМИ спорт Спортивный клуб страницы истории академии студенты студенческая журналистика телевидение технопарк технопарк универсальных педагогических компетенций тотальный диктант трудоустройство УВСР УМС учитель будущего учитель будущего поколения России фестиваль ФИТМК ФИЯ ФКИ ФКиИ ФМФИ ФНО ФПСО ФСО ФФ ФФКиС ФФКС ФЭУС ЦДП школьники
Июнь 2023
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012
подняться наверх