С 1 сентября в России планируется официально ввести европейскую двухуровневую систему высшего образования. Согласно законопроекту, одобренному правительством РФ, она будет состоять из бакалавриата и магистратуры, при сохранении в некоторых вузах 5-6 летнего специального образования. По словам главы Минобрнауки Андрея Фурсенко, все три уровня будут самостоятельными, со своими госстандартами и итоговой аттестацией. Лицензирование, аттестация и госаккредитация вузов по программам каждого из уровней будет проводиться раздельно.
Фурсенко выразил надежду, что эта реформа поможет устранить структурные диспропорции между спросом и предложением квалифицированных специалистов на рынке труда. По мнению ректора МГУ имени Ломоносова Виктора Садовничего, новая система может отрицательно сказаться на качестве образования. Однако первый вице-премьер Дмитрий Медведев, что этот параметр зависит от качества преподавания, а не от сроков обучения.
Пемьер-министр Михаил Фрадков подчеркнул, что двухуровневая система высшего образования позволит "освободить наших юношей и девушек от пустых хлопот". Идея реформы высшего образования, включая двухуровневую систему, активно разрабатывалась в ведомстве Фурсенко с 2005 года. Она в частности, предусматривает отказ от системы зачетов учебных программ по часам и введение единой системы зачетных единиц, принятой в Европе. Каждый учебный курс оценивается только по своей трудоемкости, и для получения определенной квалификации студент должен набрать нужное количество единиц трудоемкости в одном или нескольких университетах.
С принятием закона традиционная для России моносистема подготовки специалистов расколется на бакалавриат (первый, низший уровень) и магистратуру (второй уровень). Оба предполагают самостоятельную итоговую аттестацию: освоившим первый, будет присвоена квалификация "бакалавр", второй - "магистр" или "специалист".
Специалитет - непрерывное пяти - или шестилетнее образование по старой модели - тоже сохранят и приравняют ко второму уровню. Но только в немногочисленных, преимущественно элитных вузах вроде МГУ им. Ломоносова или МВТУ им. Баумана. (В основном, отметил Андрей Фурсенко, в него попадут вузы, готовящие инженеров и медиков. "Есть специальности, которые требуют непрерывных программ, а эти программы изначально спланированы на то, что пять или шесть лет человека надо учить именно по этим специальностям с первого курса и до выпуска", - уточнил он). Список допущенных к специалитету вузов будет именным: его ежегодно будет утверждать правительство.
В бакалавриате будут учиться 3-4 года - "в зависимости от направления подготовки", отметил Фурсенко. По завершению бакалавриата можно будет продолжить учебу по программам магистратуры. Узкая специализация выпускников останется только там: бакалавры же останутся "специалистами общего профиля". Число специальностей и направлений подготовки в бакалавриате будет значительно сокращено: из нынешних 120 останутся только 60-100 (с одновременным расширением числа специализаций магистров).
Задача бакалавриата - готовить исполнителей с высшим образованием для производственной и социально-экономической сфер. Кого и сколько - решат "исходя из кадровых потребностей экономики и социальной сферы", - подчеркивают разработчики. При этом, чтобы доучиться в магистратуре, большинству бакалавров (по некоторым оценкам, до 80%) скорее всего, придется заново сдавать вступительные экзамены. Что же касается вопроса оплаты магистерских программ, то он пока остается открытым. По словам разработчиков, обучение выпускников бакалавриата в магистратуре пойдет "за счет бюджетных средств даже в случае, если после бакалавриата он отработал несколько лет по специальности, и лишь затем решил доучиваться на магистра". Однако по другим данным, обучение в магистратуре будет преимущественно платным. Исключение сделают в основном для нужных государству областей (скорее всего, с последующей обязательной отработкой молодых специалистов), а также для ведущих университетов страны - того же МГУ или Петербургского госуниверситета. Учить в магистратуре на базе бакалавриата будут еще 2 года. Здесь будут готовить выпускников, ориентированных на научно-исследовательскую деятельность, аналитиков и проектантов. Специалисты также должны уметь самостоятельно вести производственную или социально-экономическую деятельность, связанную с анализом, проектированием и организацией работ в определенной сфере, цитирует РИА "Новости" главу Миобрнауки.
По словам Фурсенко, принятие закона позволит гармонизировать российскую систему образования с европейскими: большая часть из них уже перешли к уровневому подходу в высшем образовании. Кроме того, пообещал он, закон принесет много пользы внутри страны. С одной стороны, он позволит покончить с современной практикой выпуска специалистов "в никуда", без шанса на трудоустройство. С другой, позволит существенно изменить ситуацию с необходимостью доучивания специалистов на производстве, как это происходит сейчас", - цитирует министра "Интерфакс". "Это позволит повысить конкурентоспособность выпускников", - пообещал Андрей Фурсенко. - А то сейчас рынок труда стал "менее предсказуемым, ни одна программа подготовки не обеспечивает возможности гарантированного трудоустройства", - цитирует министра "Интерфакс".
Представляя законопроект, глава Минобрнауки всячески подчеркивал, что "бакалавр - это высшее образование - полноценное высшее образование!" Тем не менее в образовательном среде на этот счет существуют серьезные сомнения. Особенно сильны опасения получить армию недоучек с трехлетним сроком обучения в бакалавриате. Нечеткость сроков обучения в бакалавриате от трех до четырех лет может привести к тому, "что университеты начнут делать трехлетних бакалавров", - предрек ректор МГУ Виктор Садовничий. По его словам, из законопроекта во что бы то ни стало нужно убрать упоминание о трехлетнем сроке подготовки бакалавров, оставив только четырехлетний срок. Кроме того ректор МГУ высказался против жесткого увязывания обучения в бакалавриате с дальнейшим образованием исключительно в магистратуре. По его словам, невозможность перехода из бакалавриата в специалитет является неоправданной, так как сужает возможности получения образования. "В законе нужно ввести равноправие всех "траекторий" с возможностью перехода на любой уровень", - подчеркнул он. Безоглядный переход на новую систему с массовой выпечкой недоученных специалистов, выразил опасения вузовского сообщества ректор МГУ, может привести к дискредитации высшего образования, и в первую очередь нанести серьезный урон базе престижных вузов. С точкой зрения Российского союза ректоров, казалось бы, был согласен и глава Минобрнауки. "Изменение системы образования не терпит суеты. Главное - не делать резких движений", - заявил он несколькими днями раньше. Тем не менее представленный им закон должен вступить в силу уже 1 сентября 2007 года.