15 ноября 2022 года в Институте педагогики и психологии образования Государственного автономного образовательного учреждения высшего образования города Москвы «МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ГАОУ ВО МГПУ) состоялась IV Международная научно-практическая онлайн-конференция «ПСИХОЛОГИЯ ОДАРЕННОСТИ И ТВОРЧЕСТВА».
Конференция направлена на привлечение отечественных и зарубежных исследователей в области психологии одаренности и творчества к обсуждению фундаментальных и прикладных аспектов выявления, поддержки, развития и обучения, одаренных на разных этапах онтогенеза. В пленарных докладах, работе секций и круглых столов были представлены результаты научных исследований ведущих специалистов в области психологии одаренности и творчества.
В ходе конференции, ставшей ежегодной, по традиции обсуждались методологические проблемы одаренности и творчества, концептуальные модели и методы теоретико-эмпирического исследования психологических проявлений одаренности, психотехнологии развития творческих способностей и одаренности детей и взрослых, их сопровождения в современных условиях.
Основные направления работы конференции:
1. Междисциплинарные исследования когнитивной сферы одаренной личности (ведущий: член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор А.И. Савенков).
2. Развитие детской одаренности (ведущий: доктор психологических наук, профессор Л.И. Ларионова).
3. Диагностика и технологии обучения одаренных детей (ведущие: доктор психологических наук, профессор Е.И. Щебланова; доктор психологических наук, профессор Н.Б. Шумакова).
4. Рефлексивно-сотворческие технологии развития одаренности (ведущий: доктор психологических наук, профессор С.Ю. Степанов).
5. Творческая продуктивность профессионала на этапе акме (ведущий: кандидат психологических наук, доцент В.М. Поставнев).
6. Развитие математической одаренности (ведущий: доктор психологических наук, профессор М.А. Романова).
7. Развитие художественной одаренности (ведущие: доктор психологических наук, профессор А.А. Мелик-Пашаев, доктор педагогических наук, профессор А. А. Никитин).
8. Психолого-педагогические аспекты подготовки учителей к работе с одаренными обучающимися (ведущий: доктор педагогических наук, доцент А.С. Львова).
9. Медико-психологические факторы интеллектуальной одаренности и академической успешности ребенка в современной образовательной среде (ведущий: член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор Л.В. Рычкова).
В работе конференции по различным направлениям приняли участие, как начинающие исследователи, так и ученые с мировым именем из разных стран мира: России, Королевства Марокко, Монголии, Болгарии, Казахстана, Киргизии, Узбекистана, Беларуси.
Принимали участие в работе конференции преподаватель кафедры начального образования СГСПУ Татьяна Викторовна Федорова, к.п.н., доцент кафедры начального образования и магистрант 3 года обучения ФНО СГСПУ Татьяна Евгеньевна Позина.
По решению программного комитета конференции в заседание секции «Развитие математической одаренности» был включен доклад Татьяны Евгеньевны Позиной (Программа академической магистратуры «Педагогика начального образования»): «Реализация методов дивергентного мышления в начальном естественно-математическом образовании» (руководитель: Т.В. Федорова, к.п.н., доцент кафедры начального образования).
Представила свой доклад Татьяна Викторовна Федорова, к.п.н., доцент кафедры начального образования по теме: «Дидактические возможности использования веб-приложения Geoboard в развитии воображения младших школьников».
В ходе работы секции удалось обсудить актуальные вопросы организации математического образования обучающихся в современных условиях с целью развития математической одаренности: были показаны пути формирования исследовательских умений младших школьников на уроках математики; продемонстрировано использование краеведческого материала для составления задач по математике с обучающимися начальных классов; представлена система работы с текстовой задачей на уроках математики в начальной школе по УМК «Математика 1-4» авторов А.Б. Акпаевой, Л.А. Лебедевой; представлен опыт «Высокие нравственные ценности как признак математической одаренности». Участники секции обсудили вопросы: организации творческой, познавательной деятельности детей с использованием средств ИКТ;
развития метакогнитивных компетенций школьников в цифровой среде; конструирования математических задач для младших школьников как средства развития метакогнитивных компетенций у будущих педагогов; существования у детей младшего школьного возраста математической зрелости.
Все участники единодушно отметили важность проведения таких мероприятий.
Предстоит решить еще немало задач. Встречи, обсуждения и обмен опытом будут продолжаться.
Хочется пожелать преподавателям, опытным педагогам–наставникам, выпускникам педагогических вузов, студентам-будущим педагогам новых свершений, исследований, открытий!
До встречи в следующем году!