Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
«Министерство просвещения Российской Федерации»
Версия для слабовидящих

Научный полк. Его ученики мечтают стать Мельниковым...

27 Апреля 2022

Японский писатель Кабо Абэ сравнивал школьного учителя с камнем, лежащим на дне реки. Поток шумит над ним и несётся дальше, мимо красивой природы и человеческих селений, сливается с другими потоками и, наконец, низвергается в океан. А камень лежит и не видит ни красивой природы, ни других камней, ни океана. Возможно, в чём-то Кабо Абэ был прав, сравнивая с завистливым и неповоротливым камнем плохого учителя.

Ничто не доставляет наставнику такой радости, как успехи его учеников, и ни чем он не гордится больше, как ими.

Мельников.jpg

Николай Иванович Мельников, заслуженный учитель России, хранил в папке очень аккуратный список своих выпускников, защитивших диссертации докторов и кандидатов наук. В этих списках встречаются фамилии нынешних преподавателей аэрокосмического, педагогического, государственного университетов.

Одним из результатов работы школы Николай Иванович считал победы на предметных олимпиадах. Он хранил списки, где были указаны годы и города проведения физико-математических олимпиад. Ереван, Алма-Ата, Свердловск, Новосибирск, Тбилиси. Места призовые, олимпиады – всесоюзные.

Учителем, как и солдатом, не столько рождаются, сколько становятся, если повезёт в школьные годы и будет достойный пример для подражания.

С чего начинается школа? Наверное, прежде всего – с урока. Первые выведенные буквы и открытия, что Земля круглая, углублённый поиск решения задачи и постижение толстовской эпопеи… И это всё он, урок. Обучение и воспитание начинается не со звонка, а раньше. С того самого момента, как учитель вошёл в школу. Причём не за пять, не за десять минут – много раньше. Надо успеть собраться, сосредоточиться, настроиться на урок, где нельзя будет не упустить ни одного мгновения.

Николай Иванович Мельников в школу приходил за час – и так все 46 лет своей педагогической жизни.

Н.И.Мельников – заслуженный учитель школы РСФСР, Отличник народного образования, участник Великой Отечественной войны, Почётный гражданин г. Самары.

Н.И.Мельников, 1924 года рождения, прошёл долгий, трудный, славный путь.

В 1942 году со школьной скамьи был призван в ряды Советской Армии и направлен в 1-е Московское училище связи, которое закончил с отличием в августе 1943 года и сразу был направлен в состав 23-го Гвардейского авиаполка – к концу Курской битвы. Об испытаниях этого полка в первые дни войны правдиво написано К.Симоновым в его книге «Живые и мертвые»: «Над лесом с медленным густым гулом проплыли шесть громадных ночных четырёхмоторных бомбардировщиков ТБ-3. Казалось, они не летели, ползли по небу. Рядом с ними не было видно ни одного нашего истребителя». Далее описывается, как их расстреливали «Мессершмидты», а из рассказа лётчика мы узнаём, что «переправу разбомбили, мост вместе с танками под воду пустили…» Это не было выдумкой автора, он описал истинные события из боевой деятельности полка.

Николай Иванович прошёл Великую Отечественную гвардии рядовым стрелком-радистом авиаполка дальнего действия.

Гвардии старшина Н.И.Мельников участвовал в операциях по снятию блокады Ленинграда, в освобождении Украины, помощи словацкому вооружённому восстанию и переброске чехословацкого корпуса в Чехословакию, в освобождении Венгрии – до полного разгрома фашистской Германии. Его ратные подвиги были отмечены орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны, медалями «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией» и др.

Опыт работы с людьми в армии определил дальнейший выбор профессии. Из воспоминаний Н.И.Мельникова: «Армейская, солдатская закалка приучила меня к дисциплине, порядку, честному выполнению своих обязанностей. Если механик готовит самолёт, то лётчик потом уже ничего не проверяет – он верит ему. Для меня это в человеке главное – его надёжность. А солдатом я себя всю жизнь ощущаю: рядовой армии учительства».

В 1950 году Николай Иванович поступил в Куйбышевский педагогический институт на физико-математический факультет, который с отличием окончил в 1954 году. В 1962 году был приглашён на должность учителя физики в школу № 63, где проработал до 25 августа 2000 года.

То, что МОУ школа № 63 является школой с углубленным изучением физики, математики, информатики, – немалая заслуга Мельникова Николая Ивановича.

26 лет на общественных началах он руководил школьной радиостанцией и радиоклубом «Электрон». Позывные этой радиостанции были знакомы многим радиолюбителям нашей страны и далеко за её пределами. Болгария, Чехословакия, Венгрия, ГДР, Польша, Румыния, Югославия, Куба, Канада, Япония, Новая Зеландия, Шпицберген, Замбия – вот лишь часть пунктов, в которые радиолюбители школы отправляли свои «визитные» карточки с известными в эфире позывными УА4КНТ в знак того, что связь установлена. Кружковцы много раз экспонировали свои изделия на областных выставках радиолюбителей и неизменно завоёвывали первые места, успешно выступали во всесоюзных и международных соревнованиях коротковолновиков.

Вряд ли сумели бы ребята построить радиостудию, если бы не глубокие знания по физике и электронике, приобретённые ими в школьных кабинетах и лабораториях. Кабинет физики Н.И.Мельникова был лучшим в городе. Девиз этого кабинета, суть его и содержание – «Мыслить».

Из интервью Николая Ивановича газете «Волжская заря»: «В физическом кабинете всё должно работать, всё должно действовать. Причём оснащение – на уровне требований сегодняшнего дня, а как иначе воспитывать чувство современности? У нас ребята готовят рефераты – это настоящие научные исследования. И вот защита. Смотрю, как реагирует аудитория, мне в ней дорого доброжелательное, внимательное отношение к товарищу, к его творческому поиску. Ведь им жить, трудиться в коллективе, среди людей, а на это нужен свой талант, и учитель должен его взрастить».

Уроки Н.И.Мельникова уроки высочайшего чувства ответственности, целеустремленности, гуманизма. И разве можно здесь ограничиться только перечислением научных открытий?

Есть такое выражение в школе: «открытый урок» – урок чуточку парадный, подготовленный специально, где спрашивают лучших. В этом смысле уроки Николая Ивановича не поделить на «открытые» и «закрытые», у него невозможно представить урока напоказ. За эффектностью вовсе не гонится – ему куда важнее, чтобы всё дошло и всё было понятно. Задания дает обычные, к следующему уроку, и – на две недели вперед: «В жизни надо уметь идти на длинные дистанции, пусть приучаются».

Существовало в 63-й школе и научное общество «Мысль». Любимое детище Мельникова. Двери вузовских лабораторий всегда были открыты для его членов. А где иначе проведешь опыты по голографии, приведешь в действие лазерную установку?

В «Мысли» всё серьёзно. И защита научных работ ведется на столь же высоком уровне, как и курсовых.

Не было и года, чтобы воспитанники Николая Ивановича не привозили из столицы с республиканских или всесоюзных смотров, олимпиад, слётов любителей физики призов, почётных грамот, дипломов. Мельниковцев замечали, брали «на учёт» столичные вузы. Слова «учился у Мельникова» – вроде пароля. Ни одна школа в области не могла похвастаться таким количеством выпускников, которые попадают в Московский физико-технический институт.

Его учеников можно было встретить в Бауманском училище и в других вузах Москвы и Ленинграда, в университетах Новосибирска и Самары. Многие стали учёными физиками-теоретиками, преподавателями, защитили диссертации.

Да и самого Мельникова неоднократно приглашал на кафедру физики твёрдого тела доктор физико-математических наук Л.И.Кошкин. Проработал Николай Иванович год ассистентом. Всё шло хорошо. Определена была и тема диссертации. И вдруг заявление на стол: «Прошу ...по собственному желанию». Причину пояснил просто: «Понял, что моё место в школе. Не могу без неё, так что извините».

Он прожил жизнь с верой в высокий смысл своей благородной профессии. За время педагогической деятельности в издательствах Куйбышевского педагогического института и областного института повышения квалификации учителей вышло 16 его печатных работ.

За честный и добросовестный труд в мирное время он был награждён: орденом «Знак Почёта» – 1966 г.; орденом Ленина – 1978 г.; медалями: «За доблестный труд» – 1970 г.; «Ветеран труда» – 1984 г., многочисленными похвальными грамотами районного отдела образования – Управления образования администрации г. Самары, Департамента науки и образования администрации Самарской области.

В 1984 году за высокий профессионализм, участие в Великой Отечественной войне, за заслуги перед городом Куйбышевым Николаю Ивановичу Мельникову было присвоено звание «Почетный гражданин города Куйбышева».

Звание это дается лучшим из лучших. Поэтому-то в Самаре их всего 19.

С 1998 года на протяжении 4-х последних лет Н.И.Мельников являлся членом Общественного консультационного совета при главе г. Самары.

Да, его не обходили наградами, отличиями и вниманием. И каждый раз он совершенно искренне удивлялся:

– Да за что? Ведь награды дают за какие-то подвиги, за борьбу. А я просто люблю своё дело. Мне оно доставляет удовольствие, наслаждение. Это я кого-то должен благодарить. Ну, как объяснить человеку, что и награждают-то его прежде всего за верность и преданность делу, за любовь к нему.

И поэтому, наверное, его ученики мечтали «стать Мельниковыми», признавались ему в любви и посвящали стихи.

Николай Иванович! Отдохните немного.
Вы устали, небось, – тридцать лет у доски.
Скольких Вы проводили отсюда в дорогу!
Не от тех ли разлук побелели виски? ...
Вы хотели понять, Вы хотели всмотреться
В души ваших ребят, не забыв никого.
Никого Вы из нас не обходите сердцем.
А ведь сердце одно. Пожалейте его!
Пожалеть? Нет уж, Вы не смогли бы иначе.
Это все для людей. Так о чем же тут речь?
Нам без Вашего сердца не будет удачи.
Потому не хотите Вы сердце беречь.

Снова наступит Первое сентября, школьники 63-й сядут за парты, но не будет с ними любимого учителя. Не будет? Нет, он останется в памяти своих учеников, коллег.

Учитель... Мы это слово
С волненьем произносим,
Когда за партами снова
Шуршит букварями осень...

Творческий подход к работе… Николай Иванович – учитель с хорошей физико-математической подготовкой, большой эрудицией и опытом.

Где бы не трудился Николай Иванович, он относился к порученному делу с присущей ему сосредоточенностью и знанием.

Успех в обучении учащихся определялся творческим отношением учителя к работе и, прежде всего, глубокой подготовительной работой к проведению уроков.

Николай Иванович считал, что в связи с недостатком времени на изучение курса физики по новым программам особенно возрастает роль подготовки к уроку. Поэтому он детально обдумывал ход урока, начиная с проверки выполнения домашнего задания учащихся и кончая подбором очередного домашнего задания, определял узловые вопросы, которые необходимо рассмотреть для разрешения очередной проблемы урока, приёмы работы с сильными учащимися и учащимися, нуждающимися в контроле учителя, объём и содержание материала урока, эксперимент по теме, упражнения для закрепления и повторения пройденного.

Подготовительный материал рассматривался Николаем Ивановичем с точки зрения выработки у учащихся материалистического мировоззрения, привития практических навыков, развития познавательной активности учащихся, связи изучаемого с жизнью.

Николай Иванович был очень требователен к себе, постоянно повышал свой идейно-политический уровень и деловую квалификацию.

Его постоянные спутники – «Курс общей физики», журналы «Физика в школе», «Квант», «Наука и жизнь», «Техника молодёжи» и многие другие учебные пособия.

Сам он постоянно занимался разработкой вопросов методики преподавания физики, участвовал в районных и областных педагогических чтениях, у него есть опубликованные в печати работы: «Кабинет физики» (облИУУ, 1970); «Материалы для проведения знаний учащихся» (облИУУ, 1970); «Совершенствование методов преподавания физики» (облИУУ, 1953).

Николай Иванович считал несправедливым то, что выпускники могли сдавать вступительные экзамены в вузы раньше, чем закончат школу. Он считал, что отбор при поступлении в вузы в 60-е, 70-е годы был более честным, чем в наши дни.

Николай Иванович говорил, что детей в раннем возрасте надо учить читать, писать и считать, а не нажимать на кнопки калькулятора. Если научатся собственной головой работать, то и с калькулятором всё в порядке будет.

Он так же говорил, что в школу необходимо вернуть книгу. Когда он учился, то прочитал всю классику, стихи из школьной программы помнил до конца дней своих. А нынешнее поколение ничего не читает, только смотрит мультфильмы. Он был противником американских мультфильмов, в которых одна стрельба, добра там не найдёшь.

Как и все люди старшего поколения, Николай Иванович жалел, что комсомольской и пионерской организации в современной средней школе «приказали долго жить». Как ни ругали коммунистическую заорганизованность, как ни смеялись над принципом социалистической педагогики: «Главное, чтобы дети были заняты!», – а все-таки детям нужно быть занятыми, считал Николай Иванович. С такой идеологией кто-то работал активно, кто-то чаще оказывался зрителем, чем участником, но практически каждый чувствовал себя нужным, причастным к общему делу. Про наркоманию в то время не слыхали, зато металлолом собирали. Весёлое было занятие и полезное, кстати, в те годы металл с линий электропередач не воровали.

…Не было в школе старшеклассника, который не участвовал бы в жизни радиоклуба юных патриотов «Электрон», созданном на базе 63-ей школы г. Куйбышева Н.И.Мельниковым.

Участник Великой Отечественной войны, хороший радист Н.И.Мельников сумел привлечь к руководству секциями клуба не только наиболее подготовленных учащихся, но и своих коллег – заведующего учебной частью Н.П.Тихонова, молодых энергичных учителей А.А.Кучкаева, Г.Л.Колпачкова.

Хорошо поставленная учебная работа «Электрона» с самого начала дала неплохие результаты. Юноши и девушки получали здесь специальность мастера радиоаппаратуры, работали операторами и наблюдателями на школьной коллективной станции, занимались в конструкторской секции.

Заботясь о расширении общего и радиотехнического кругозора учащихся, совет радиоклуба регулярно приглашал к ребятам с лекциями и докладами крупных учёных, специалистов в области физики, электроники. В школе стало правилом посещение учащимися выставок радиоаппаратуры, участие в соревнованиях по радиоспорту.

«Электрон», по убеждению преподавателей и общественных организаций школы, очень помогал в воспитании и образовании молодёжи. Многие ребята стали лучше успевать по физике, математике и другим предметам. Самодеятельный радиоклуб помогал школе растить молодое поколение преданным Родине, воспитывал любовь к труду, творческой инициативе, давал основы тех необходимых знаний, которые позволяли юношам и девушкам по окончанию школы выбрать профессию, свой путь в жизни.

Николай Иванович Мельников прожил жизнь с верой в высокий смысл своей благородной профессии. У него никогда не возникало желания сменить работу, потому что прикипел душой к школе, к детям. И люди, и стены были для него родными. Самой дорогой наградой, Николай Иванович считал значок, на котором было написано: «Отличник народного просвещения».

Воспоминания однокурсника… Как рассказал его однокурсник – заведующий кафедрой общей физики и методики обучения физике ПГСГА профессор В.А.Бетев, Н.И.Мельников, родившийся в 1924 году в селе Петровка Борского района, Там же окончил среднюю школу. Началась Великая Отечественная война, и Николай Иванович попал на фронт, где был стрелком-радистом. Летал на самолётах дальней авиации: на таких, как «Дуглас». На этих самолётах он летал по разным странам Европы. Принимал участие в спасении из окружения югославского маршала Иосипа Броз Тито. У югославских партизан самолётов не было, и они обратились за помощью к Москве. Москва предоставила «Дуглас», в котором и летел в качестве радиста Мельников Николай Иванович. За этот подвиг он получил награду «Орден Красной Звезды».

Закончилась Великая Отечественная война. Большинство солдат было демобилизовано. А солдаты 1923-1926 гг. рождения, по решению И.В.Сталина, должны были защищать Родину ещё 5 лет, поскольку они ничему на войне, кроме как стрелять, не научились. Демобилизованные солдаты должны восстанавливать разрушенную страну, чем и принесут большую пользу. Поэтому и демобилизовались Н.И.Мельни­ков и В.А.Бетев только в 1950 году. Такое продление солдатской службы было связано с тем, что к тому времени у американцев уже было на вооружении атомное оружие (две бомбы уже были сброшены на Хиросиму и Нагасаки, уничтожив многие человеческие жизни). Поэтому не было гарантии, что американцы не поступят так по отношению к России…. Но скоро в России создали свою атомную бомбу (а ещё раньше в России уже была на вооружении водородная бомба), что давало возможность ответить ударом на удар врага...

Николай Иванович, закончивший в своё время школу с отличием (тогда медалей отличившимся выпускникам школ не давали), в 1950 году поступил на 1 курс физико-математического факультета Куйбышевского пединститута, который находился в то время на Льва Толстого, 48 (в данный момент это здание на капитальном ремонте). Хотя учёба после войны была очень трудной, Н.И.Мельников учился в институте только отлично. И многие из бывших солдат, пришедших на 1 курс физмата, дали слово учиться так, чтобы лучше их не было. Н.И.Мельников был старостой своей группы и всего потока. Со второго курса и до конца обучения Н.И.Мельников был сталинским стипендиатом.

Николай Иванович, пытаясь заработать стипендию, полностью посвятил себя учёбе. И частенько после сдачи экзамена у него шла носом кровь. Переутомление откладывало свой отпечаток на его здоровье, и однажды даже «скорая помощь» увезла его в больницу, а В.А.Бетев был сопровождающим. Вот так раньше серьёзно относились к учёбе и дружбе.

Во время обучения в институте у физиков не было студенческих кружков, и Н.И.Мельников с В.А.Бетевым создали такой кружок сами. Они обратились к преподавателям с просьбой организовать подобный кружок, т.к. хотят работать руками и в дальнейшем обучать этому ребят в школах. И получили одобрение. Им было дано задание сделать мощный усилитель и выпрямитель. По воскресеньям друзья ходили работать в институт. На 5 курсе они могли работать лишь раз в две недели, т.к. главной задачей было окончание института с красным дипломом. После себя они оставили конструкцию готовую, но не апробированную, так как она не была обеспечена предохранителями, которые бы позволили проходить токам большой (минимум 100 А) величины, Такого устройства тогда ещё не было, и, естественно, подключить сооружение не было возможности. Но, к сожалению, после окончания ими института ни один студент этой проблемой больше не занимался.

Н.И.Мельников был единственным студентом, который по распределению был оставлен в городе Куйбышеве. Остальных получили направления в города и сёла Куйбышевской области и были обязаны отработать минимум три года именно там, где в них нуждались, а не там, где им хотелось бы работать.

Работая учителем в школе № 49 на Поляне им. Фрунзе, Н.И.Мельников прославился тем, что прекрасно владел методикой обучения физике. В школе у него был кружок-радиоклуб «Космос». Используя азбуку Морзе и микрофон, кружковцы связывались со всем миром с помощью собственной радиостанции на специальном несложном жаргоне, позволяющем изъясняться с иностранцами по чисто техническим вопросам: какая радиостанция?, сколько ламп?, какая мощность? и т.д.

Деятельность двух радиоклубов («Эфир» в Жигулёвске и «Электрон» в Куйбышеве) Н.И.Мельников и В.А.Бетев вместе описали в книге «Школьный самодеятельный радиоклуб», где привели схемы устройства приёмников, передатчиков, что помогло многим учителям последовать их примеру: соорудить в своей школе радиоаппаратуру и работать со всем миром.

Н.И.Мельников стал в г. Куйбышеве заметным учителем, и при организации школы № 63 с преподаванием дисциплин физико-технического цикла он был переведён в эту школу. Его семья получила теперь комнату на ул. Ленинградской, а впоследствии – квартиру на Первомайской. Он уже стал заслуженным учителем РСФСР, был единственным учителем физико-математического направления, который был награждён Орденом Ленина. Н.И.Мельников был единственным учителем Куйбышевской области (не только физико-мате­матического направления), который был удостоен звания Почётного гражданина города Куйбышева.

Школа № 63 была на высоком уровне, на городских и областных олимпиадах ученики Николая Ивановича неизменно занимали высокие места. Несколько раз его ребята становились участниками всероссийских олимпиад. Дочь Н.И.Мельникова, Ольга, ученица этой же школы, также была участницей всероссийской олимпиады по физике и получила диплом. Многие ребята, принимавшие участие в таких олимпиадах, легко поступали в престижные технические вузы: ФИЗТЕХ, МИФИ, Баумана, МГУ.

Большое значение Николай Иванович придавал занятиям и встречам с учителями физики. Он часто выступал с лекциями перед учителями, работающими в сельских районах, в городских школах, в Областном институте усовершенствования учителей, опубликовал более 10 печатных работ. Одно время ему предлагали работать в педагогическом институте, но он был уверен: чтобы преподавать в институте, необходимо иметь ученую степень, а у Николая Ивановича её не было: он не учился в аспирантуре, куда, кстати, и его, и В.А.Бетева после окончания института приглашали на учёбу, но они отказались, сославшись на проблемы заработка и приобретения жилья. В.А.Бетев поступил в аспирантуру только через 10 лет (в 1964 году и заочно), а Мельников Н.И. так и остался работать учителем.

Жена Николая Ивановича, Зоя Ивановна, училась вместе с ним в одной группе. Поступила на физмат КГПИ в 1950 г. и закончила его в 1954 г. На третьем курсе они уже поженились и родились у них родились две дочери.

Одна из них, Ольга Николаевна, тоже закончила наш физмат. Начинала обучение в Москве, а закончила в Куйбышеве (по состоянию здоровья). Так же на физмате училась и внучка Николая Ивановича, о которой учителя говорили, что видимо, она пошла в дедушку, т.к. тоже хорошо училась.

Ушёл из жизни Н.И.Мельников так же тихо и спокойно, как и работал…

Внутренний мир Николая Ивановича… Николай Иванович безумно любил родные места, родную природу. Отпуск он проводил на свой маленькой родине, в Борском районе: по тем местам, любимым Николаем Ивановичем со школьных лет, когда-то, собирая материалы к «Истории Пугачёва», проезжал А.С.Пушкин...

Главная же достопримечательность тех мест – природа: сосновый бор, река. Николай Иванович был заядлым грибником, которого рассказами об отравлениях не испугаешь. Он говорил, что травятся те, кто все подряд собирает, а в грибах надо толк знать.

После грибов первым удовольствием была рыбалка. В пять утра на озере – сказка! Чем никогда не увлекался, так это охотой. Он считал это жестокой забавой, да и без неё живой природы все меньше становится. Вот просто побродить по лесу, подышать сосновым бором – это радость.

Говорят, что каждый человек в жизни должен посадить дерево, построить дом, вырастить ребёнка. Построить дом своими руками Николаю Ивановичу не удалось, зато создал семью, вырастил двух дочерей, подрастают трое внуков.

А деревья молодожёны Мельниковы посадили сразу же после свадьбы. Теперь под окном их дома из маленьких саженцев выросли два красивых вяза.

Мама и бабушка Николая Ивановича крепко верили в Бога. Сам же Николай Иванович принадлежал к поколению, чьей Библией был «Моральный кодекс строителя коммунизма». Учитель физики был обязан вести антирелигиозную пропаганду среди учащихся, с помощью науки доказывать несостоятельность церковных чудес. Николай Иванович был уверен, что человек, окончивший среднюю школу и получивший высшее образование, верить в Бога просто не может, поэтому чиновники высокого класса со свечками в руках вызывали у него неприязнь. При этом он вовсе не осуждал своих коллег, посещающих церковь. Николай Иванович хорошо помнил то время, когда в коллективе каждый жил не только свое жизнью, но и жизнью своего товарища, когда не существовало работы одного учителя, потому что был труд всего педагогического коллектива.

Николай Иванович Мельников,
Мы, приходящие в тот мир, свой выбираем путь.
Кому-то деньги, слава – ориентир,
но потомки не помнят их почему-то…
А кто-то, ведомый сердцем одним,
скромно и честно по жизни ступает,
Но каждым поступком и словом своим
В душе навечно свой след оставляет.

Эти слова посвящаются человеку, от имени которого светятся глаза и тепло становится на душе.

Николай Иванович прошёл всю войну, не получая серьёзных ранений. А вот спустя чуть ли не сорок лет после того, как война закончилась, ему не повезло. Он попал в совершенно нелепую катастрофу. Ему было трудно сидеть, легче стоять. Был повреждён позвоночник. Да и годы подошли такие, когда очень подходят слова о «заслуженном отдыхе». Ушёл бы, кто бы его осудил? Всё было бы по закону, правильно. Вот почему волновались ученики и их родители. Вот почему волновались товарищи по работе – останется Николай Иванович в школе или нет?

Он остался. И взрослые десятиклассники, узнав о том, что их любимый учитель остаётся, чувствовали себя именинниками.

Всего в его послужном списке 29 наград и почётных званий, и, как мы уже отмечали выше, каждый раз, получая очередную награду, он искренне удивлялся:

– Да за что? Ведь награды дают за какие-то подвиги, за преодоление препятствий и за борьбу, а я просто люблю своё дело. Оно мне доставляет радость и удовольствие.

Но ведь награждали его, прежде всего за любовь, за верность и преданность своему Отечеству и делу, а борьба… Он не просто не замечал, как в рамках этой любви вёл пусть не заметную на первый взгляд, но очень действенную борьбу за души своих учеников, за то, чтобы они научились быть влюбленными в своё дело и преданными своему делу.

Мы всегда будем помнить Николая Ивановича Мельникова.

Награды и почетные звания Н.И.Мельникова:

1

Орден Ленина

1978

2

Орден Красной Звезды

1945

3

Орден Отечественной войны

1985

4

Орден «Знак Почета»

1966

5

Медаль «За отвагу»

1944

6

Медаль «За оборону Ленинграда»

1944

7

Медаль «За победу над Германией в Великой
Отечественной войне 1941-1945 гг.»

1946

8

Медаль «30 лет Советской Армии и Флоту»

1949

9

Медаль «В память 250-летия Ленинграда»

1958

10

Медаль «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

1966

11

Знак «25 лет Победы в Великой Отечественной войне»

1970

12

Медаль «50 лет Вооруженным Силам СССР»

1969

13

Медаль «За доблестный труд»

1970

14

Медаль «30 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

1976

15

Знак «Победитель соревнования 1975 г.»

1976

16

Медаль «60 лет Вооруженным Силам СССР»

1979

17

Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

1985

18

Медаль «Ветеран труда»

1984

19

Медаль «70 лет Вооруженным Силам СССР»

1988

20

Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

1995

21

Медаль маршала Жукова

1996

22

Знак «Отличник народного просвещения»

1964

23

Почетный знак ДОСААФ СССР

1966

24

Почётное звание заслуженного учителя РСФСР

1971

25

Звание «Учитель-методист»

1977

26

Почетный гражданин города Куйбышева

1984

27

Аттестация «Учитель физики высшей категории»

1988

28

Знак «Фронтовик 1941-1945 гг.».

2000

29

Звание «Соросовский учитель средней школы»

2000

ОРИМ, Научный полк

ТЕГИ

абитуриентам Академия Минпросвещения России анонс антикоррупция археология аспирантура Ассоциация выпускников СГСПУ вебинар видео волонтеры выпускники выставка грант день открытых дверей ЕГФ заседание методической секции зоомузей ИКТ в образовании иностранные языки интервью история ИФ кафедра журналистики кафедра иностранных языков кафедра романской филологии КДО КМО КНО конкурс Конкурс на замещение вакантной должности конференция концерт культмасс магистратура мастер-класс международный отдел международный студенческий обмен методический семинар Минпросвещения России музей истории наука наши преподаватели НИЧ объявление олимпиада ОРИМ ОРСКОиРСС отчет партнеры педагогический кванториум ППОР праздник практика профком студентов психологическая служба психология работодатели РСО СГСПУ семинар СМИ спорт Спортивный клуб страницы истории академии студенты студенческая журналистика телевидение технопарк технопарк универсальных педагогических компетенций тотальный диктант трудоустройство УВСР УМС учитель будущего учитель будущего поколения России фестиваль ФИТМК ФИЯ ФКИ ФКиИ ФМФИ ФНО ФПСО ФСО ФФ ФФКиС ФФКС ФЭУС ЦДП школьники
Июнь 2023
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012
подняться наверх