Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
«Министерство просвещения Российской Федерации»
Версия для слабовидящих

С его уходом и математика, и жизнь станут намного беднее

21 Апреля 2022

Столяров А А.png

А.А. Столяров рано начал изучать математику, но в этом нет ничего исключительного. Это ведь свойство имен­но математики. Она не предполагает значительного жизненного опыта, собирания большого числа наблюдений, материалов, длительных экспедиций, поездок каких-нибудь, как у геологов. Сплошь и рядом математик начинает думать рано. Первые его сколько-нибудь значительные работы были сделаны, когда ему было двадцать с небольшим. Закончив физико-математический факультет Куйбышевского пединститута в 1935 году, в двадцать шесть лет, имея за плечами «общий стаж по найму четыре года», начал преподавать физику в Погроминском агротехникуме. Через год уволен «по личной просьбе» из-за огромной тяги к математике. В 1939 году по путёвке Доршкол Куйбышевской железной дороги направлен в среднюю ж.-д. школу № 44 ст. Раевка (в Башкирии) на должность учителя математики.

Когда выпадала возможность запечатлеть интересные кадры из жизни, молодой учитель не упускал такой возможности. Самые первые и самые на долго запавшие в душу его ученики из той самой железнодорожной школы № 44...

Так перед войной Александр Александрович начал работать на ниве просвещения. Впоследствии он и его друзья вспоминали атмосферу тех лет. И удивительным образом все пришли к одному и тому же выводу, что тогда занятия наукой совершенно не давали никаких преимуществ – престижа, обеспеченной по тем временам жизни. И, тем не менее, на их физико-математический факультет шло много народу. Видно было, что из его товарищей – однокурсников – многие не обладали специфическими способностями именно к математике. Что же их влекло туда?

Одна сторона – это особенность самой математики. Как говорил один математик и философ, если сравнить жизнь с драмой Шекспира, историей принца Датского Гамлета, то математика будет играть роль Офелии. Она очаровательна и немного безумна. В ней действительно есть что-то необычайно привлекательное, что чувствует каждый человек, даже и не обладающий особыми склонностями к предмету.

Другая сторона – в этом был какой-то уход от тяжести жизни. Во-первых, это была не идеологическая область, не история, не философия, даже не искусство, где все равно человек находился под постоянным идеологическим давлением. Математика была далека от всякого рода приложений. Поэтому там не возникало проблем всякого рода планов или того, что тебя пошлют на какую-нибудь стройку руководить, и окажется, что все рабочие – зэки, что ты столкнешься с этой страшной стороной жизни. В математику шли не с особой охотой…

В 1942 году учебный год закончить не пришлось в связи с призывом в РККА…Наградные документы старшины инженерных войск говорят о многом. Служил в войсках 1-го Белорусского фронта, за что только в 1945 году награждён тремя медалями: за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками – «За боевые заслуги», за участие в героическом штурме и взятии Берлина – «За взятие Берлина», за участие в Великой Отечественной войне – «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

C 1 января 1946 года Александр Александрович вновь преподаватель математики в родной средней железнодорожной школе № 44 (она же – школа № 18 Уфимской железной дороги), где преподавал до 16 августа 1952 года.

Новый учебный год учитель математики А.А.Столяров начинает в средней школе № 107 г. Куйбышева (ул. Промышленности, 276). Там же работает учителем математики его супруга Александра Ивановна. С 1953 года Александр Александрович – завуч этой школы, а в 1958 году назначен на должность директора школы-новостройки № 149 в том же – Советском районе г. Куйбышева (ул. Физкультурная, 82).

Его педагогический стаж к тому времени составлял 20 лет. Работая директором на протяжении пяти лет разрабатывал труды на тему: «Совершенствование структуры и содержания общего образования», а на школьном уровне — «Воспитание успешной личности». На посту директора он смог внести свой вклад в развитие школьного творчества. Эти традиции чтятся и по сей день. Среди них: «День рождения школы», «Посвящение в первоклассники», конкурс «Школьная красавица», Фестиваль искусств, конкурс «Самый умный», проектная неделя, конкурсы творческого мастерства, проведение методических дней, проведение предметных декад, творческие конференции.

Отдавая всего себя порученному делу и изрядно подустав от больших административных нагрузок, в 1963 году А.А.Столяров покидает пост директора.

В тот период в школу № 123 (ул. Красных Коммунаров, 16) требовался учитель математики, именно этим и решил воспользоваться Александр Александрович, перейдя в 1963 году работать в эту школу.

А с 1965 года работает в школе № 88 (ныне музыкально-математическая гимназия № 2, ул. Физкультурная, 98/61), которой с самого её основания в 1961 почти сорок шесть лет руководил Ефим Михайлович Кнохинов, впоследствии кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель России (в 2006 г. удостоен высокой государственной награды – ордена «За заслуги перед Отечеством»), распрощавшийся с любимым учебным заведением только в 2007 году.

Вот как характеризует тот период своей деятельности этот проживший большую жизнь человек в своей беседе с одним из своих выпускников Михаилом Крозом на страницах электронной газеты SAMRU.ru:

«Тогда нужно было заниматься самоуправлением, чтобы дети организовывали свою повседневную жизнь в достаточно большом диапазоне свободного времени…

[Проще говоря, чтобы не болтались отроки чёрт те где по Безымянским окраинам…]

Здесь же ничего не было, в начале шестидесятых годов, никаких очагов культуры. Где-то далеко-далеко деревянный кинотеатр «Сокол»…

[Помню, бараки, частные домики, переулочки-закоулочки… Просто так не пройдёшь.]

Да, нужно было отвлечь детей от улицы. Мы поставили себе задачу, защитить её от много чего неприятного. Вот, сейчас говорят, что творится? Что происходит с молодёжью? Да на кого она похожа? Просто люди забыли, что было с молодёжью в пятидесятые, шестидесятые годы прошлого века. Я очень хорошо помню и ножи в карманах у ребят, и наркотики… Помню, как Исай Львович Фишгойт, он французский язык преподавал, меня предупреждал: «Ты смотри, в классе ученик такой-то, очень нервный, и у него в кармане обычно нож!…» Что тогда творилось! На чердак ребята обычно уходили драться. В том числе и поножовщина была… Бегали к ним туда, разнимали…Всё это было.

Школа считалась новостройкой. Как водится, в новую школу отдают учеников по принципу «на тебе Боже, что нам не гоже». К нам пришло довольно много трудных ребят. Школу сдали в эксплуатацию в 1954 году. За семь лет школу разнесли в пух и прах. Всё было разбито. Двери, рамы, стёкла… Я тут, когда пришёл в 1961 году начал с капитального ремонта. И мы с коллегами довольно быстро привели школу в порядок.

В истории советского образования были периоды, когда в школах были учителя, о которых мечтает директор. И я таких учителей собирал. Учитель математики был Столяров.

[Как же помню, Сан Саныча, изрядно наши ребята потели на его уроках…]

Герой Социалистического Труда Столяров Александр Александрович – единственный в городе и области получивший это звание за педагогическую деятельность... В 88 школе были учителя – асы, два десятка учителей, которые могли сделать всё. И мы делали.

Разные были случаи. Почти в каждом классе находились один-два неуправляемых ребёнка. Я приглашал классного руководителя, но в том лишь случае, если понимал, что он может что-то сделать. Я говорил учителю: «Вот, Серёжа есть в классе, проблема наша, что с ним делать будем?» Учитель отвечает: «Тяжёлый трудный ребёнок, с его семьёй не могу никак найти контакт…» Я говорю учителю: «Но вы же умеете работать c такими детьми… Вы можете! Я понимаю, что не всегда хватает душевных и физических сил, чтобы добиться результата, но давайте попробуем…» И говорил: «Если удастся нам трудного ребёнка Серёжу выпустить или перевести в следующий класс, считайте, что ваш отпуск увеличится на месяц. Для того чтобы вам отойти от этой сумасшедшей нагрузки… Добьётесь результата, будете дополнительно отдыхать месяц». Стимул оказывался немалым. А система отпусков в школе построена таким образом, что директор имеет возможность дать дополнительный оплачиваемый отпуск учителю. И учитель начинал работать с трудным ребёнком, как со своим собственным. И не скажу, что из меркантильных соображений. Просто ставился эксперимент. Получится или не получится, выйдет что-либо из этого или не выйдет. И когда выходило, чувство удовлетворения было огромное, и у меня, и у учителя. Об этом обязательно говорилось на педсовете, что вот учитель такой-то сумел добиться. Ведь можно же, оказывается, если захотеть и постараться.

Многие трудные ребята оказались вовсе не безнадёжными. Должен сказать, среди них оказалось довольно много толковых. Очень много оказалось среди трудных ребят таких, на которых можно было положиться, только нужно было по-нормальному начать с ними разговор.

[Смотрю, Ефим Михайлович, на стене Вашего кабинета висят фотографии поэта Роберта Рождественского и композитора Дмитрия Кабалевского. Я их помню как гостей нашей школы.]

Это были золотые времена, когда мы имели возможность приглашать в 88-ю школу людей, которые оказывали потрясающее совершенно воздействие на детей. Когда Кабалевский приезжал, мы собирали в актовый зал всю школу, и он полдня с детьми разговаривал о музыке, это же было таким счастьем, таким сильным интеллектуальным воздействием!…

[Помню, завораживало… Мы даже про обед забывали.]

А выступления Рождественского! Несмотря на то, что он немножечко заикался, читая стихи, его принимали замечательно. Ты, Миша, наверное, помнишь, у нас в школе побывали все барды первой волны…

[Ещё бы, тогда у многих пробудился интерес к авторской песне.]

Каждую неделю кто-то приезжал. И выступал, и поражал… Сейчас это, к сожалению, ушло. Сейчас ведь чтобы заполучить в школу какую-то яркую творческую личность нужны очень большие деньги. Творцам стало неинтересно общаться с детьми. И очень жаль. Это обоюдные потери. А прежде творческие встречи пользовались поддержкой государства. Такие встречи приветствовались, такие встречи пропагандировались, о них писали, сообщали по радио и телевидению. Сейчас, если у нас что-то происходит, какое-то интересное мероприятие, то для того, чтобы об этом узнали, мы должны пригласить сюда телевидение, газеты и заплатить. Мне без конца по телефону предлагают: мы можем дать о вас солидный материал в таком-то журнале, это будет стоить столько-то… Мы можем вам предоставить час телеэфира, чтобы вы рассказали о своей гимназии, это будет стоить столько-то… Но у нас нет на это денег. Все деньги, которые у нас появляются, мы расходуем на учебный процесс. Мы как-то привыкли, чтобы печать сама искала, говорю казённым языком, передовой педагогический опыт. Приходили, как ты сейчас, изучали, что мы делаем, потом писали.

[Должность директора школы, его работа – одна из самых напряжённых.]

Почему-то не все это понимают: это – прежде всего ответственность. Тут сразу два очень серьёзных фактора действуют. Один – ответственность за жизнь и здоровье детей. Потому что произойти в любую секунду может всё, что угодно.

[Дети – есть дети. Они и скакучие, они и прыгучие… И в щель залезут, и до потолка допрыгнут…]

В моей практике бывало всякое. Правда, катастрофических событий –постучу по дереву- не происходило, но бывало всякое… Тут глаз, да глаз нужен. И второй фактор– для чего мы существуем. Нужно же ребёнка научить. Надо же, чтобы дети, отучившись в школе десять, сейчас одиннадцать лет, получили знания, почувствовали свои возможности определённые. Смогли в высшее учебное заведение поступить, или если есть желание сразу работать – тоже что-то из себя могли представлять. Определённые знания и трудовые навыки должны быть школой сформированы. Миша, я тебе скажу такую вещь. Сейчас мы гордимся, что у нас выпускники, все до одного поступают в институты и почти все на бюджетные места. У нас гимназия и статус обязывает именно так готовить детей.

[Но и раньше большинство выпускников 88-й школы поступало в институты, причём самые тогда престижные.]

Абсолютное большинство поступало. И это благодаря учителям, которые у нас были. Я считаю, что если бы работа учителя считалась престижной, во-первых, и прилично оплачиваемой, во-вторых; то сегодня бы школа была совершено другой. Сейчас с качеством образования большие проблемы, которые начинаются с учителя, прежде всего. Кадры. Педагогические кадры – это основная проблема. Выпускники пединститута почти не идут сейчас работать в школу. Скажем, пятьдесят человек факультет заканчивают, любой факультет! Если десять человек идут работать в школу, – то это хорошо. Причина одна – недостаточная зарплата. Мы теряем толковых, я бы сказал талантливых учителей ещё за пять-семь лет до того, как они могли бы учителями стать. Самые яркие выпускники школ, и не просто яркие, а обладающие данными для педагогики, для наставничества, люди с призванием, с педагогическим призванием… И они бесспорно пошли бы в университеты педагогические с целью стать профессиональным хорошим учителем. Но они не идут! Мы их теряем. Они, которые могли бы, они не получают профессию учителя. Потому что понимают, что в этом качестве не смогут обеспечить себя, свою семью материально…

[В окружающей жизни примеров хамства, панства и кабанства очень много. Шагу не ступишь, не вляпавшись. Не хочешь, а научишься сопротивляться.]

Мы не научили на хамство отвечать хамством, не вооружили приёмами борьбы с этим злом, не научили этому противостоять. Тут есть над чем подумать. Ребята учат многому. И не только взрослые, но учат и нынешние ученики. Какой-нибудь карапуз, от горшка два вершка и говорит: «Ефим Михайлович, а почему так?» Недоволен либо оценкой, либо учителем, из класса его, видите ли, удалили, родителей в школу приглашают… Такой ученик начинает доказывать свою правоту учителю, потом идёт ко мне. И я очень часто, выслушав и разобравшись, беру сторону ученика. Раз он сумел доказать, что с ним поступили несправедливо необъективно… И не дай Бог подавить в детях это! Сумасшедшая совершенно фраза «Учитель всегда прав». Бытовало же такое. Это же чушь собачья! Учителю тоже свойственно ошибаться.

[Если сравнить поколения учеников начала вашей работы и учеников нынешних, за кем преимущество?]

Я помню свой первый выпуск в Новобуянской средней школе, там были почти мои ровесники. Сельская школа, и там во время войны многие дети не учились. И если я с 1930 года рождения, то там в классе были парни 1933, 1934 года рождения, даже 1932 года был один мальчик. Это были типичные сельские жители, но у меня нет ни малейших оснований говорить про них, как про ущербных в человеческом плане. Объективно они не были виноваты в том, что многого не знали. А вот если говорить о человеческих, людских их качествах, о способностях и возможностях. Беру свой первый выпуск – июнь 1953 года и последний выпуск – июнь 2006 года, и если бы я их поставил рядом, то я ни в коем случае бы не осмелился сказать, какие из них лучше. И те были прекрасные, и эти были великолепные.

[Чувствуется, что вы любили и любите и тех и других.]

Вот именно. Это были настоящие, энергичные, очень порядочные, честные с хорошим нутром люди. И нынешние – тоже прекрасные ребята».

1 июля 1968 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Столярову Александру Александровичу присваивается звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина (№ 40898) и золотой медали «Серп и Молот» (№ 12901).

За всю 50-летнюю историю советского государства (СССР) это был первый случай, когда к столь высокой награде представлялся простой, рядовой учитель математики. В указе о награждении значилось: «учитель математики средней школы № 88 г. Куйбышева – Столяров Александр Александрович».

Вот только часть поздравительных телеграмм в его адрес в связи с знаменательным событием:

«УВАЖАЕМЫЙ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ! ПОЗДРАВЛЯЮ ВАС И ЧЛЕНОВ ВАШЕЙ СЕМЬИ С ВЫСОКОЙ ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ НАГРАДОЙ. ЖЕЛАЮ ДОБРОГО ЗДОРОВЬЯ И НОВЫХ УСПЕХОВ В БЛАГОРОДНОМ ДЕЛЕ ОБУЧЕНИЯ И КОММУНИСТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ. С СЕРДЕЧНЫМ ПРИВЕТОМ ЗОЯ НИКОЛАЕВНА МИХАЙЛОВА».

«СЕРДЕЧНО ПОЗДРАВЛЯЕМ ПРИСВОЕНИЕМ ЗВАНИЯ ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА. ЖЕЛАЕМ ЗДОРОВЬЯ, СЧАСТЬЯ, УСПЕХОВ В РАБОТЕ. ЦЕЛУЕМ. ГОРОВЫЕ».

«ОТ ВСЕЙ ДУШИ ПОЗДРАВЛЯЕМ ПРИСВОЕНИЕМ ГЕРОЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО ТРУДА. ВЫРАЖАЕМ БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА ОБУЧЕНИЕ СЫНА – АСПИРАНТА ЛЕНИНГРАДСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СЕМЬЯ БАКАНОВЫХ».

В 1968 году А.А.Столяров становится завучем школы, в 1971 году переведен на должность зам. директора по воспитательной работе. В 1973 году Александр Александрович был освобожден от этих обязанностей в связи с уходом на пенсию по возрасту. Но на этом не закончилась его педагогическая деятельность, он продолжил обучать детей математике до 1976 года и только потом официально и окончательно ушел на заслуженный отдых.

Много наград получил заслуженный математик.

На протяжении всей своей жизни Александр Александрович Столяров был другом для своих учеников и даже после их выпуска поддерживал с ними постоянную переписку. Вот такие письма получал учитель от своих учеников.

«Здравствуйте, многоуважаемый Александр Александрович и Александра Ивановна!

С горячим приветом к Вам ваш бывший ученик Ахмадуллин Дамир. Привет также Александру Александровичу.

Со всех ног спешу похвалиться, что я уже студент. А теперь расскажу всё сначала, как я стал студентом.

По дороге в Ленинград мне удалось изрядно простыть, так что у меня вскочил огромный чирий, и все экзамены я ходил с кривой шеей.

Начал сдавать с математики. Алгебра: попалось показать функцию, график, свойства и ещё какой-то вопрос. Я ответил хорошо. Он дал мне штук 6-7 примеров и почти все решаются по формуле lgba=1/logab. Я решил все. Получил 5.

Геометрия, попались «Теоремы о длине окружности и площади круга» и «Теоремы о поверхности и объёме шара, шарового сектора, сегмента, пояса». Дополнительный: «Аксиома, при помощи которой доказывается объём шара», которого не было в программе. Я всё ответил. Дали штук 5-6 задач, я решил. Получил 5.

Тригонометрия, попались обратные тригонометрические функции, ещё какой-то и какая-то система. Я начал писать сразу на доске. Написал половину первого вопроса, мне говорят: «Стирай всё с доски», я начала возражать, что правильно, но заставили, даже не слушая меня. Я порядочно напугался. Задали мне 2-3 маленьких вопроса и поставили 5. Я даже сам не ожидал. А после того, как я стёр с доски, мне говорят: «Мы с тобой и так договоримся».

Дальше сдавал остальные: литература устно – 4, немецкий – 4, остальные – 3-ки.

Набрал 22 балла из 30. На моём, горном, факультете проходной был 24, и я не прошёл по конкурсу. 25-го августа я получил документы обратно и шатался 3 дня, передумал всё. Дал телеграмму Лунёвой И., чтобы она выслала мне характеристику, потому что я решил идти в военное училище. Потом вспомнил, как Вы говорили о настойчивости, и я решил снова «попытать счастья», но сам не надеялся на успех, потому что зачисление кончилось и мест не было. Я пошёл к декану горного факультета и объяснил, что я болел во время экзаменов и что первые (математику, а она самая главная на горном факультете) я сдал на 5-ки. Он взял у меня документы, поморщившись на мой аттестат (он же «бледный», Вы сами знаете). И вот с 27.8 до 10.9. он, декан, кормил меня «завтраками». Оказывается, были места, на которые должно было быть разрешение из Москвы. Про эти места институтское начальство решило, что их в этом году не используют. Тогда решили собрать новую, дополнительную группу (а таких, как я было много, и все с 25, 26, 27 и даже 28 [баллами], которые не прошли на геолого-разведочный факультет (там был 29 проходной). Группу Москва не разрешила. И вот дали на горный факультет и другие 30 мест, я опять не попал. Но декан опять пообещал мне. И вот 9-го сентября меня зачислили на геолого-разведочный факультет, где был самый большой конкурс; я спросил, почему не на горный. Декан говорит, что на горный не дали мест. Теперь я зачислен, но не на тот факультет. С 10.9. я начал заниматься, но всё-таки не успокоился. Я стал искать в горном охотников на геолого-разведочный и 23-сентября нашёл. Вдвоём пошли к декану, и он (хороший человек) устроил мне переход на его (горный) факультет. 25-го я получил новый студенческий билет, т.е. на горный факультет. Вот теперь я горняк! Дамир – горняк! Каково? А? Хорошо! Добился, так сказать. Теперь я имею право хвалиться налево и направо! За этот период я 3 раза сдавал и 2 раза получал обратно документы. Я бы их, пожалуй, и не стал вторично сдавать, если бы не вспомнил, как Вы говорили (когда шли с Дёмы [река]; Вы рассказывали о ком-то, о её смелости, настойчивости) о настойчивости, и я решил воспользоваться Вашим советом. И у меня получилось!

Вы не думайте, Александр Александрович, что я думаю льстить. Это правда. Я так вспомнил и решил попытаться.

Да, устроился в общежитие – 40 км от института (1 час езды на трамвае и 20 мин. на электричке. Вот так.

Пишите. Жду. Дамир».

В архиве семьи хранятся и конверты с письмами от бывших учеников А.А.Столярова, помеченные обратным адресом воинских частей, есть и с датой 1941 года… Но особенно много поздравлений в связи с высокой правительственной наградой – присвоением звания Героя Социалистического Труда. Как много места они занимали и как было хорошо получать признания, которые отправлялись в виде телеграмм …

ОРИМ, Научный полк

ТЕГИ

абитуриентам Академия Минпросвещения России анонс антикоррупция археология аспирантура Ассоциация выпускников СГСПУ вебинар видео волонтеры выпускники выставка грант день открытых дверей День победы ЕГФ заседание методической секции зоомузей ИКТ в образовании иностранные языки иностранцы в академии интервью история ИФ кафедра журналистики кафедра иностранных языков кафедра романской филологии КДО КМО КНО конкурс Конкурс на замещение вакантной должности конференция концерт культмасс магистратура мастер-класс международный отдел международный студенческий обмен методический семинар Минпросвещения России монография музей истории наука наши преподаватели НИЧ объявление олимпиада ОРИМ ОРСКОиРСС отчет партнеры педагогический кванториум ППОР праздник практика профком профком студентов психологическая служба психология работодатели РСО СГСПУ семинар СМИ спорт Спортивный клуб страницы истории академии студенты студенческая журналистика телевидение технопарк тотальный диктант трудоустройство УВСР УМС фестиваль ФИТМК ФИЯ ФКИ ФКиИ ФМФИ ФНО ФПСО ФСО ФФ ФФКиС ФЭУС ЦДП школьники
Май 2022
ПнВтСрЧтПтСбВс
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345
подняться наверх