На факультете начального образования проведен круглый стол на тему «Гендерные аспекты дошкольного образования».
Заседание проходило в смешанном формате (очно и он-лайн). В нем участвовали преподаватели кафедры дошкольного образования и кафедры начального образования; студенты, обучающиеся по профилю «Дошкольное образование»; специалисты дошкольных образовательных организаций из Самары, Безенчука, Кинеля, Челно-Вершин.
Ведущий заседание профессор кафедры дошкольного образования М.Д. Горячев охарактеризовал гендерную проблематику современной педагогики дошкольного образования. Она представлена исследованием особенностей социализации мальчиков и девочек, становления гендерной идентичности детей; разработкой современных программ гендерного воспитания дошкольников.
Дошкольный возраст является сензитивным периодом социального, в том числе и полоролевого развития, становления психологического пола ребенка, освоения полоролевой модели поведения, что обусловливает необходимость гендерного подхода к воспитанию.
Декан факультета дошкольного образования, заведующий кафедрой Н.Г. Кочетова обратила внимание участников собрания на актуальность проблемы обеспечения гендерного подхода к воспитанию дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации, подготовки студентов-будущих воспитателей к его реализации.
В выступлениях участников круглого стола рассматривались различные проблемы гендерной педагогики. Профессор М.Д. Горячев дал краткий исторический обзор становления гендерного подхода к образованию в педагогической теории и практике, анализ актуальных проблем гендерной педагогики в современных условиях.
В докладе доцента кафедры дошкольного образования И.В. Гуровой были представлены материалы онтолингвистических исследований, обеспечивших возможность определить гендерные аспекты речевого развития дошкольников.
Педагоги дошкольных образовательных организаций рассказали об использовании дидактических игр в процессе гендерного воспитания детей среднего дошкольного возраста (Ю.В. Аитова, А.Д. Горшенина, С.В. Яшина), гендерных особенностях организации предметно-игровой среды в группе дошкольной образовательной организации (В.В. Архипова, И.Д. Пономарева) и организации развивающей предметно-пространственной среды (А.Ф. Лашина, Е.А. Перепелица).
На заседание круглого стола также были предложены для обсуждения методологические подходы гендерного воспитание детей дошкольного возраста (Н.В. Пудовкина); особенности гендерного воспитания дошкольников в процессе сюжетно-ролевых игр (И.Г. Жукова, А.Н. Савельева) и образования одаренных детей (Л.Ю. Калинина); специфика воспитания мальчиков и девочек в семье (Н.Г. Максимова), в различных видах деятельности детей в детском саду (М.В. Плотникова); проблема формирование готовности педагога к гендерному воспитанию детей дошкольного возраста (А.В. Савельева).
В ходе дискуссии участники круглого стола отметили инновационный характер гендерного подхода к дошкольному образованию. Одним из условий его осуществления является подготовка студентов к педагогической деятельности, учитывающей особенности воспитания мальчиков и девочек. Обеспечить такую подготовку можно в процессе выполнения студентами учебных исследований (курсовых работ) в этой области, проводимых на базе дошкольных образовательных организаций.
Подобного рода сотрудничество обеспечит взаимодействие университета и дошкольных образовательных организаций в исследовании актуальных проблем педагогической науки и практики.
Кафедра дошкольного образования,
Н.Г. Кочетова, М.Д. Горячев, И.В. Гурова, Ю.В. Аитова.