Проведение Форума было бы невозможно без постоянной поддержки, искренней заинтересованности и активном личном участии администрации нашего вуза - ректора вуза, доктора исторических наук, профессора Олега Дмитриевича Мочалова, проректора по научно-исследовательской работе, доктора исторических наук, профессора Александра Ивановича Репинецкого.
Цель Международного Педагогического Форума - обсудить перспективы развития педагогического сообщества, наметить направления педагогических, психологических исследований, осмыслить возможности использования педагогических компонентов в содержании современного образования.
Форум стал ярким событием для педагогов образовательных организаций, научно-педагогического сообщества, руководителей системы образования, представителей некоммерческого сектора, способных решать актуальные задачи развития современного образования.
Светлана Александровна Севенюк, в своем приветственном слове рассказала о том, что в одном из старейших учебных заведений России представители педагогической науки разных стран, обсуждают актуальные проблемы современного образования в поликультурном пространстве.
Неслучайно, что педагогический форум проводится в нашем университете, который является одним из известных научных центров России в области педагогического образования и психологии.
На протяжении 11 лет активно участвуют в работе Форума ученые, педагоги из городов Центральной России и Поволжья - Москвы, Воронежа, Владимира, Рязани, Оренбурга, Пензы, а также других регионов необъятной России.
В работе Форума наряду с отечественными коллегами принимали и принимают участие ученые из Португалии, Италии, Швеции, Японии, Франции, Казахстана, Татарстана и др.
Открывая работу форума, ректор вуза Олег Дмитриевич Мочалов отметил, что нынешний форум даст старт новым перспективным инициативам, впишет свою яркую, незабываемую страницу в летопись современного педагогического образования.
Одним из ключевых механизмов модернизации образовательной системы России стал приоритетный национальный проект «Образование». В рамках этой масштабной программы в нашем городе реализуется комплекс мер, направленных на развитие учительского потенциала, поддержку талантливых детей, обновление инфраструктуры.
«Можно с уверенностью сказать, что наш форум стал отличной и по-настоящему востребованной площадкой для общения активной, талантливой искренне увлечённой интересными, содержательными идеями, нацеленными на результат и практическую отдачу педагогами, профессионалами своего дела. А что еще и важно, это участие детей дошкольного, школьного возраста. И в работе Форума воплощен очень важный принцип «Не для детей, а вместе с ними» - подчеркнула Светлана Александровна Севенюк, заведующий кафедрой психологии и социальной педагогики, руководитель Научного центра РАО на базе «СГСПУ».
С приветственными словами в адрес участников форума обратилась Наталья Геннадьевна Кочетова, декан факультета начального образования, заведующий кафедрой дошкольного образования, Наталья Геннадьевна отметила роль и значение мероприятий, неразрывно связанных с инновационными процессами в образовании и направленных на пропаганду педагогических идей и достижений, способствующих, тем самым, развитию системы образования в целом.
Отмечая значение проведения Форума в современных условиях, председатель Федерации профсоюзов Самарской области Дмитрий Геннадьевич Колесников, подчеркнул, что будущее нашей страны связано с развитием технологий, а также то, что форум станет важной вехой в дальнейшем развитии педагогической науки, площадкой для активного обсуждения существующих проблем и перспектив.
Поскольку в работе форума принимали участие обучающиеся и воспитанники образовательных организаций с приветственным словом обратились к участникам директор МБОУ Школа № 12 г.о. Самара Елена Викторовна Горячева и заведующий МАДОУ «Детский сад № 385» г.о. Самара Олеся Николаевна Павловская.
В СГСПУ ведет активную работу Научный центр РАО и проводит регулярный обмен опытом с иностранными партнерами, позволяет знакомиться с новыми технологиями обучения в высшей школе, существующими системами оценки коммуникативных компетенций в контексте адаптации к общеевропейским требованиям.
С приветственным словом к участникам обратился Эммануил Робертович Баграмян, заместитель руководителя Центра развития образования РАО, - «Уверен, что работа на дискуссионных площадках вашего форума позволит выработать рекомендации по обновлению образования и популяризации научного знания».
В приветствии было высказано много тёплых слов в адрес руководства и работников Самарского государственного социально-педагогического университета.
С докладом «Аксиологические основания нравственного воспитания школьников» на пленарном заседании выступила Оксана Константиновна Позднякова, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «СГСПУ».
- «В реалиях сегодняшнего дня осознаётся необходимость утверждения приоритета духовно-нравственного воспитания. Во-первых, на сегодняшний день в социуме довольно ярко выражены деформационные процессы моральных отношений между людьми, вакуум духовности, заметны пренебрежение и забвение правил культурного поведения, цинизм, дезинтеграция внутреннего мира развивающейся личности, и второе обстоятельство значимостью проблем воспитания, отраженных в основополагающих направлениях деятельности образовательных организаций в процессе обновления современной системы образования в России».
С докладом «Роль и значение современного воспитания во Франции в условиях межкультурной интеграции» к участникам обратился Стефан Золотарёфф французский психоаналитик, последователь и ученик автора метода мотивационного психоанализа Поля Диеля (Paul Diеl), трижды доктор Phd, профессор HEC (высшей школы образования, Франция), директор EHEPM (высшей школы психологических исследований метода Поля Диеля, Франция).
О проблемах воспитания обучающихся на современном этапе развития общества рассказал Сергей Евгеньевич, директор МБОУ Школа № 72 г.о. Самара
- «Без педагогов-психологов нельзя создать для детей комфортную атмосферу в школе, развивать систему инклюзивного образования. Дело не в том, что их мало готовят. Многие школы, особенно в муниципальных образованиях, школы, удаленные от центра, не могут пока создать условий, которые привлекли бы качественно подготовленных педагогов-психологов. Это проблема, над которой нам предстоит думать всем вместе»
С кратким анализом истории создания современной системы образования Италии, акцентируя внимание на истории государственных образовательных реформ Италии, на их опыте и последствиях их воздействия на современную итальянскую систему образования и на подготовку преподавательского состава учителей, поделилась Оксана Викторовна Сташина, кандидат психологических наук (Италия) в своём выступлении.
В продолжении работы пленарного заседания выступила Александра Олеговна Блинкова, научный сотрудник, кандидат филологических наук РГПУ им. А.И. Герцена с докладом «Духовность в образовании: кому она нужна и как ее измерить».
Александра Олеговна, акцентировала внимание на том, что духовность формирует личность человека и является тем высшим нравственным центром, в котором сосредоточена вся суть, весь смысл человеческого существования. Еще древние мыслители отмечали, что духовность обеспечивает содержательную сторону жизни, повышает ее качество, делает возможными разнообразные проявления человеческой индивидуальности, приобщает к жизни общества.
В завершении работы пленарного заседания выступил Александр Николаевич Васильев, секретарь методического совета Центра военно-патриотического воспитания молодёжи «АВАНГАРД» с докладом «Гражданское и военно-патриотическое воспитание молодежи. Подготовка допризывной молодежи и будущих кадров на государственную службу».
Программа Форума в первый день его работы 17 февраля включала пленарное заседание и работу дискуссионных площадок: «Современное образовательное пространство: традиции и инновации», «Воспитание и развитие детей дошкольного и школьного возраста», «Психолого-педагогические проблемы образовательного процесса: от теории к практике». В нем принимали участие ученые и педагогики-практики образовательных организаций.
18 февраля, второй день Форума, проходил в дистанционном формате в МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №385» г.о. Самара, МБОУ «Школа №12 имени Героя Советского Союза Ф.М. Сафонова», где дети дошкольного и школьного возраста представляли свои научные проекты.
Исследования позволяют обучающимся задуматься над актуальными проблемами современности, научиться их анализировать, видеть причины и последствия разных явлений. А именно эти качества необходимы современному специалисту – ученому и инженеру, менеджеру и юристу. Такие специалисты жизненно необходимы нашему краю, нашей стране.
Благодаря таким мероприятиям каждый участник получает опыт исследовательской работы, обработки, анализа и авторской интерпретации собранного материала. Пусть не только во время форума, но и каждый день ваш труд дарит вам неоценимую возможность совершать открытия.
В этот же день в Самарском Дворце детского и юношеского творчества проходила работа по четырем секциям – «Дистанционное образование и ИКТ: особенности внедрения в условиях организаций дополнительного образования»; «Актуальные педагогические практики в дополнительном образовании детей Самарской области»; «Современное состояние системы дополнительного образования детей: вызовы и перспективы»; «Опыт реализации воспитательного потенциала в системе дополнительного образования детей и подростков», в процессе которого рассмотрена современная практика развития содержания и форм организации дополнительного образования. Не случайно среди целей Концепции развития дополнительного образования детей обозначено «развитие мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества, обеспечение общественной солидарности».
19 февраля, третий день работы Форума проводился образовательный Квест для учащихся 10-11 классов общеобразовательных организаций г.о. Самара и Самарской области, интересующихся профессиями сферы человек-человек в дистанционном формате «Как найти свое призвание».
Целью Квеста является формирование осознанного представления о процессе профессионального самоопределения обучающимися посредством овладения навыками самостоятельного решения поставленных задач в условиях командного взаимодействия; умением быстрого ориентирования в информации, осуществления сложного аргументированного выбора, публичного и правового продвижения своих интересов.
Модераторами выступили Наталья Львовна Быкова. кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и социальной педагогики «СГСПУ» и Мария Витальевна Иванова, специалист по учебно-методической работе кафедры психологии и социальной педагогики «СГСПУ», магистр.
В работе Форума приняли участие более 300 человек, представляющих более 15 субъектов Российской Федерации, а также участников из ближнего и дальнего зарубежья: Республику Мордовия, Республику Татарстан, Францию, Италию. Всего дистанционно – зарегистрировано 12 точек коллективного подключения (из 8 субъектов Российской Федерации, республики Мордовия, Татарстан).
Участники Форума отметили ее положительные результаты в аспекте расширения международного и междисциплинарного сотрудничества педагогов, исследователей и организаторов системы образования в области непрерывного образования.
На заключительном пленарном заседании Форума участниками была принята Резолюция, в которой отмечается, что в современных условиях ускорения процессов глобализации, когда усиливается значение фундаментального образования, основанного на единстве образования и науки, роль университетов в обществе возрастает. Идеи сотрудничества становятся важнейшим императивом дальнейшего устойчивого развития классических университетов.
Нынешнее время предъявляет к представителям образовательной сферы высокие требования. Необходимо постоянно совершенствоваться, осваивать новые информационные технологии и программы, воплощать в жизнь инновационные проекты. Форум в Самаре – это удачно найденная форма коммуникации, предложенная учеными и специалистами одного из старейших российских вузов – Самарского государственного социально-педагогического университета.
Таким образом, Форум дает ориентиры для понимания и оценки современной педагогической реальности, ее ценностной идентификации, наполнения личностными смыслами, помогает увидеть перспективы развития и возможные последствия происходящего в образовании.
Международный Педагогический Форум стал отличной и по-настоящему востребованной площадкой для общения активной, талантливой искренне увлечённой интересными, содержательными идеями, нацеленными на результат и практическую отдачу педагогами, профессионалами своего дела.
Материал подготовлен организационным комитетом Форума