С 09 по 11 февраля 2022 года в рамках научно-инновационного образовательного центра «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с инвалидностью и ОВЗ была проведена I зимняя научно-образовательная школа педагогического мастерства в области специального и инклюзивного образования «Современные практики дошкольного образования». В работе школы приняли участие известные ученые в области специального и инклюзивного дошкольного образования. В первый день, 9 февраля, состоялось открытие школы, на котором с приветственным словом выступил проректор по учебно-методической работе и качеству образования, кандидат филологических наук, доцент Наталья Николаевна Кислова. Она пожелала всем участникам отличной плодотворной работы, творческого вдохновения, профессионального мастерства и насыщения. Далее с приветственным словом ко всем участникам зимней школы обратились декан факультета психологии и специального образования Буковцова Нина Ивановна и руководитель зимней школы Ремезова Лариса Асхатовна. Школа была организована в формате онлайн трансляции в Teams. К участию в работе школы присоединились педагоги (руководители дошкольных организаций, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, учителя-сурдопедагоги, учителя-тифлопедагоги, музыкальные работники, инструкторы по физической культуре, преподаватели вузов, магистранты, аспиранты, студенты и другие специалисты). В работе школы приняли участие представители образовательных организаций Саратовской, Оренбургской области, республики Татарстан, городов Тольятти, Новокуйбышевска, Чапаевска, Отрадного, Жигулевска и других территорий Самарской области. Всего в работе школы приняли участие около 200 человек. Подробно о программе работы школы рассказала руководитель Ремезова Лариса Асхатовна. Первый день открылся работой научно-практического семинара с выступления Дороновой Татьяны Николаевны, к.п.н., профессора, ведущего научного сотрудника научно-исследовательского центра социализации и персонализации образования детей федерального института развития образования РАНХиГС с темой «Создание условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды дошкольной образовательной организации». В своем выступлении Татьяна Николаевна акцентировала внимание на важности решения данной проблемы, обстоятельно рассказала о конкретных практических инструментах оценивания проявления у детей дошкольного возраста разных видов инициатив на основе электронных ресурсов, представленных на сайте ФИРО. Т.Н. Доронова остановилась также на вопросах включения в решение данной проблемы родителей, представив конкретные методические рекомендации. Продолжила работу семинара Ремезова Лариса Асхатовна к.п.н., доцент кафедры логопедии, специальной педагогики и специальной психологии, руководитель центра «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с инвалидностью и ОВЗ» с темой «Как обеспечивать качественное психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ОВЗ в современном образовательном процессе?». Вниманию участников школы были представлены эффективные практики организации современного образовательного процесса. После научно-практического семинара работа была продолжена в мастер-классах. Тема первого мастер-класса «Как учить ребёнка думать? Готовое решение». Мастер-класс был адресован всем педагогическим работникам, в чьи обязанности входит: разработка программы развивающего взаимодействия педагогов и родителей с детьми; построение системного, деятельностного подходов к качеству дошкольного образования. Ведущие мастер-класса Л.А. Ремезова, и педагоги-практики Н.А. Фёдорова, старший воспитатель, О.В. Курицина, учитель-дефектолог, И.М. Куценко воспитатель детского сада № 119 ОАО «РЖД», г. Самара представили участникам школы системный подход к построению модели к развитию у детей способности к классификации, практические инструменты, которые участники смогут применять в профессиональной деятельности для определения текущего уровня внедрения предложенной модели и его последующего повышения в практике работы с детьми. Тема второго мастер-класса «Спираль развития творческого воображения дошкольников с ОВЗ в конструктивной деятельности». Данный мастер-класс был адресован педагогам психологам, учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям, а также может быть интересен и музыкальным руководителям.
Этот мастер-класс интересен практическими инструментами, которые участники могут, попробовать применить в профессиональной деятельности, а также поделиться с коллегами для повышения качества образования дошкольников с ОВЗ. Ведущие мастер-класса Л.А. Ремезова, к.п.н., доцент кафедры логопедии, специальной педагогики и специальной психологии, руководителя центра «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с инвалидностью и ОВЗ»; Е.В. Тринбачева, заведующий, Ж.В. Журавлева, методист, О.В. Родюшкина, воспитатель МБДОУ «Детский сад №36» г.о. Самара представили участникам школы инструменты, позволяющие составлять результативные коррекционно-развивающие программы; алгоритм построения коррекционно-развивающих заданий, направленных на развитие творческого воображения у детей и чек-листы, которые можно будет использовать в ежедневной профессиональной деятельности; понимание места модели «Спираль развития творческого воображения у детей» в общей системе коррекционно-педагогической работы; примеры коррекционно-развивающих заданий для повышения качества образования дошкольников с ОВЗ.



Работу второго дня I зимней научно-образовательной школы открыла докладом Баряева Людмила Борисовна, д.п.н., профессор Института специального образования и психологии ФГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет». Вместе с Юговой Олесей Вячеславовной, к.п.н., доцентом кафедры логопедии Института специального образования и психологии ФГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет», она представила актуальную тему «Современные тенденции образования детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья: диагностика, коррекция, консультирование». Данная тема вызвала особый интерес, поддержку и одобрение у всех участников школы. Продолжила работу научно-практического семинара Ремезова Лариса Асхатовна с выступлением на тему «Как обеспечивать качественное развивающее взаимодействие педагогов и родителей с детьми дошкольного возраста с ОВЗ в современном образовательном процессе?». Лариса Асхатовна обратила внимание на важность понимания значения понятий «развивающее взаимодействие», «развивающие программы», «развивающие занятия», «развивающая среда», важность понимания истинного смысла ключевого для психологии и педагогики понятия «развитие». Докладчик отметила, что данный вопрос не только теоретический, от ответа на него во многом зависит организация образовательного процесса в детском саду.
После научно-практического семинара был проведен мастер-класс на тему «Компьютерное конструирование с детьми дошкольного возраста с ОВЗ как современная результативная практика». Данный мастер-класс было полезен педагогам-психологам, учителям-дефектологам, учителям-логопедам, воспитателям. Ведущие мастер-класса Л.А. Ремезова и педагоги-практики Ю.И. Забаровская, старший воспитатель, Т.А. Гоннова, старший воспитатель, С.А. Сюзева, учитель-логопед, СП ГБОУ СОШ № 6 г.о. Отрадный представили вниманию участникам школы презентацию парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «Компьютерное конструирование в конструктивной деятельности дошкольников»; алгоритм выстраивания эффективной программы компьютерного конструирования с детьми; подходы к осуществлению предметного конструирования в поле компьютерных игр на примере электронного образовательного ресурса «Танграм».
Работу третьего дня I зимней научно-образовательной школы открыла докладом Кондратьева Светлана Юрьевна, д.псх.н., доцент кафедры логопедии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, темой «Эффективные практики коррекции и развития речи детей дошкольного возраста». Эта актуальная тема также вызвала большой интерес у педагогов-практиков. Светлана Юрьевна представила системный подход к коррекции и развитию связной речи дошкольников, целую палитру интерактивных методов и приемов работы с детьми, рассказала о том, как последовательно и системно добиваться результатов коррекционно-педагогической работы. Продолжила работу семинара Чаладзе Елена Автандиловна, к.п.н., заведующий кафедрой логопедии, специальной педагогики и специальной психологии факультета психологии и специального образования, с очень актуальной на сегодняшний день темой «Современные инструменты диагностики и коррекции речи детей дошкольного возраста с ОВЗ». В своем выступлении она продемонстрировала современные (цифровые) технологии, которые в настоящее время внедряются в работу учителей-логопедов и учителей-дефектологов. Продолжилась работа школы мастер-классом «Проектная деятельность как эффективное средство коррекции и развития речи». Данный мастер-класс был адресован специалистам и воспитателям и интересен погружением в системный подход к построению модели развития проектной деятельности детей с ОВЗ, а также практическими инструментами по формированию у дошкольников активного целеполагания и развития речи в проектной деятельности. Ведущая мастер-класса Л.А. Ремезова и педагоги-практики И.Ю. Сирик, учитель-дефектолог; Т.В. Кузьмина, старший воспитатель и С.В. Садовская, педагог-психолог МБ ДОУ "Детский сад комбинированного вида №407" городского округа Самара продемонстрировали, как системно подходить к планированию проектной деятельности дошкольников с ОВЗ; как управлять проектной деятельностью дошкольников с ОВЗ на основе системного подхода; как управлять процессом формирования целеполагания дошкольников с ОВЗ. По завершению работы школы состоялась дискуссия участников школы педагогического мастерства, в рамках которой были высказаны положительные и одобрительные отзывы о насыщенной программе школы, актуальных и содержательных докладах и выступлениях и о ценности представленного практического материала. Все участники отметили практико-ориентированную направленность и желание продолжения плодотворного сотрудничества с СГСПУ и практическими учреждениями, имеющими богатый опыт работы в своих направлениях. Особые слова благодарности были высказаны в адрес руководителя школы Ремезовой Ларисы Асхатовны и в адрес ученых, которые поддержали и также высоко оценили содержание всех мероприятий в рамках зимней школы.
Декан факультета психологии и специального образования – Н.И.Буковцова
к.п.н., доцент кафедры логопедии, специальной педагогики и специальной психологии –
Л.А. Ремезова
ОРИМ