4 и 5 февраля на базе естественно-географического факультета состоялась VI международная научно-практическая конференция «Биологическое и экологическое образование студентов и школьников: вызовы времени и перспективы развития», посвященной 70-летию со дня рождения декана ЕГФ (1988–2003), профессора, заведующего кафедрой зоологии Юрия Владимировича Симонова (1952–2016).
Конференция организована и проведена силами кафедры биологии, экологии и методики обучения (заведующий кафедрой к.б.н., доцент А.А.Семенов).
В конференции приняли участие представители Армении, Беларуси, Бельгии, Болгарии, Казахстана, Канады, Нидерландов, России, Японии и Украины.
С приветственным словом к участникам конференции выступили начальник научно-исследовательской части СГСПУ, к.псих.н., доцент Д.В.Иванов, декан естественно-географического факультета, к.б.н., доцент И.В.Казанцев, супруга Юрия Владимировича – Т.И.Симонова, к.п.н., доцент, директор лицея философии планетарного гуманизма г.о. Самара, а также Т.М.Носова, д.п.н., профессор кафедры биологии, экологии и методики обучения.
В ходе пленарного и секционных заседаний участниками конференции обозначены основные вызовы, стоящие перед современным биологическим и экологическим образованием, намечены пути их решения и перспективы развития. Среди них следует отметить следующие:
– изменение структуры и содержания биологического и экологического образования в общеобразовательной школе; совершенствование форм, средств, методов обучения биологии и экологии, поиск эффективных образовательных технологий и практик; содействие пониманию мира как экзистенциальной целостности; организация биоэкологических экспедиций; разработка методик использования ролевых игр, музейных экспонатов, природоподобных технологий, социальных сетей и биологических блогов, интерактивного пола с целью повышения качества биологического и экологического образования школьников;
– развитие естественнонаучной грамотности учащихся;
– цифровизация системы образования, особенности организации дистанционного обучения студентов и школьников, использование 3D-моделей и возможностей цифровых технологий для формирования исследовательских навыков, повышения качества биологического и экологического образования, формирования у обучающихся ответственного отношения к природе;
– повышение качества генетического образования, совершенствование методики преподавания генетики в вузе и в школе;
– безопасность и доступность образовательной среды;
– персонализация образования, в частности дополнительного экологического образования; профессиональная ориентация учащихся на выбор профессий, связанных с биологией и экологий;
– непрерывное экологическое образование и просвещение подрастающего поколения, формирование их экологической культуры, начиная с младших школьников и заканчивая студенческой молодежью; создание экологических отрядов для проведения мониторинга окружающей среды, изучение и использование особо охраняемый природных территорий с целью экологического образования и просвещения студентов и школьников;
– создание новой образовательной парадигмы, которая требуют постоянного мониторинга и анализа получаемых в ходе этого мониторинга знаний, то есть рефлексии, лежащей в основе управления образовательным процессом по биологии и экологии;
– организация проектной деятельности обучающихся биолого-экологической направленности, реализация научно-образовательных и экологических проектов;
– совершенствование профессиональной подготовки студентов как будущих специалистов и исследователей, теории и методики преподавания отдельных дисциплин и проведения учебных практик, формирование биоэтической компетенции, а также сохранение эмоционального здоровья педагога в условиях инклюзивного профессионального образования;
– повышение квалификации практикующих учителей.
Часть статей сборника посвящена аспектам биологического и экологического образования в зарубежных странах, таких как Бельгия, Нидерланды, Украина и Туркменистан.
В заключении первого дня работы конференции ее участники имели возможность посетить Педагогический технопарк «Кванториум» имени В.Ф.Волкодавова.
Во второй день конференции для учителей общеобразовательных школ были проведены семинары по анализу результатов ЕГЭ по биологии 2021 года и структуре и содержанию кимов ЕГЭ по биологии 2022 года. Семинары провел один из авторов и разработчиков кимов ЕГЭ по биологии к.с/х.н., доцент кафедры биохимии, молекулярной биологи и генетики Московского педагогического государственного университета Татьяна Вячеславовна Мазяркина.
Тезисы докладов были опубликованы к началу конференции в сборнике ее материалов.
Организационный комитет выражает искреннюю благодарность и признательность всем участникам конференции, желает творческих успехов в науке и профессиональной деятельности, выражает надежду на дальнейшее и плодотворное сотрудничество.