Известно, что одним из направлений туристического бизнеса, включающего в себя организацию походов и экскурсий на промышленные объекты, широко известные в конкретных местах, является промышленный туризм, практикуемый в России с начала 30-х годов прошлого века. К таким объектам промышленного туризма Самарской области можно отнести большое количество исторических и современных промышленных и других предприятий, являющихся символами нашего региона. Такими, например, могут считаться заводы «Прогресс» и «АвтоВАЗ», кондитерская фабрика «Россия», Жигулевский пивзавод, заводы Pepsi и Coca-Cola «Балтика-Самара» и другие. Среди этих объектов особой привлекательностью у туристов клуба «Бумеранг» факультета математики, физики и информатики СГСПУ пользуется Сокский карьер, в походы по которому наши путешественники ходили с завидным постоянством в течение всего прошедшего лета 2020 года. Это объясняется не только возможностью получить определенное эстетическое удовольствие от технологических процессов, которые можно наблюдать в карьере, а и очень удачным сочетанием месторасположения данного объекта горной промышленности с прекрасной средневолжской природой вблизи него и возможностью провести жаркий летний день на реке Сок с ее хорошо освежающей водицей и отличными пляжами.
Но все-таки состоявшийся первый сентябрьский субботний турпоход был посвящен продолжению и более детальному знакомству именно с Сокским карьером, который представляет и предметно-профессиональный интерес для будущих учителей физики, математики, информатики, экономики.
4 сентября мы продолжили фотоохоту на красивые и мощные автомобили-самосвалы БЕЛАЗы, которые беспрестанно снуют в карьере перевозя огромные объемы щебня. Еле успели к последней погрузке этих огромных «монстров» под любимым спуском нашего бессменного вдохновителя и руководителя «Бумеранга» – Ирины Александровны Овчинниковой (Дьячковой), почетного выпускника самарского физмата. Сфотографировали эту погрузку сверху, добавив новые снимки к уже имеющимся Маши Роговой, студентки факультета экономики, управления и сервиса, заядлой и опытной туристки.
Очень хорошо был виден экскаватор, который в прошлый раз «прятался» за скалой. БЕЛАЗы по сравнению с ним – малыши. Этот «змей Горыныч», прикованный к скале, работает на электричестве. Затем был быстрый спуск к экскаватору с верхней дороги по среднему «кулуарчику» на дорогу на полке, которая плавно спустилась на уровень экскаватора. За это время экскаваторщик, к сожалению, уже ушел, закончив свою работу. Сфотографировали экскаватор вблизи в фас и профиль. Жаль, некого было поставить рядом для сравнения…
Затем был спуск на основную дорогу, где удалось еще пофотографировать трудяги БЕЛАЗы и состоялось знакомство с экскаваторщиком другого экскаватора. Он проводил до садов, но более удобной и короткой дороги, чем Овчинниковский спуск не нашли. Поднялись по тому же «кулуарчику», по дорогам было далеко обходить. Много интересного узнали про работу нового карьера. Здесь работают даже по ночам с прожекторами. На одном из сегодняшних фото справа сверху видны круглые отверстия, в которые закладывают взрывчатку, чтобы взрывами разрыхлить породу. БЕЛАЗы у нас в стране женщины не водят, потому что водитель сам должен ремонтировать свою огромную машину, причём время на ремонте оплачивается по более низкому тарифу, чем перевозки…
Перед возвращением набрали тернослива, яблок, простились с новым товарищем и пошли к Царевщине. Уехали домой в 18-45 на электричке, искупаться не успели, хотя вечер был тёплый. Надо раньше выходить в походы!..
Почетный выпускник самарского физмата, руководитель похода
Ирина Александровна Овчинникова (Дьячкова).
ФМФИ, ФЭУС, студенты, выпускники