Программа производственной практики (практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности) по профилю «Организация внеурочной деятельности» для студентов 4 курса факультета начального образования оказалась очень насыщенной и разнообразной, хотя присутствовали объективные сложности в ее организации в дистанционном формате из-за специфики профиля.
Цель производственной практики (практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности): формирование профессиональной готовности будущих учителей к организации внеурочной деятельности на основе современных интерактивных педагогических технологий с использованием средств ИКТ.
Практика должна была обеспечить подготовку студентов к реализации:
· программ внеурочной деятельности с учетом вариативности направлений и учебных планов образовательных организаций в условиях внедрения нового образовательного стандарта начального и основного общего образования;
· различных форм образовательного взаимодействия с обучающимися, умений самостоятельно и творчески реализовывать образовательный и общекультурный потенциал внеурочной деятельности;
· инновационных педагогических технологий в процесс организации внеурочной деятельности, сопровождению этого процесса средствами информационно-коммуникационных технологий;
· приоритетных направлений образовательной политики, в том числе формированию информационно-коммуникативной компетенции обучающихся в рамках внеурочной и культурно-просветительской деятельности.
Выход преподаватели кафедры ИКТ в образовании нашли в партнерстве с сетевым профессиональным сообществом «Новатор», которое является площадкой для обсуждения инициатив, направленных на внедрение новых технологий в образование. В поле обсуждения участников сообщества - проблемы STEM и STREAM-образования, методические и технологические основы смешанного обучения, мейкерство, ИКТ-компетентность учителя, инструментальное сопровождение дополнительного образования и внеурочной деятельности и др.
Поэтому на информационно-аналитическом этапе основной задачей студентов было «погружение» в сообщество и формирование рубрицированной коллекции методических материалов на основе анализа ресурсов.
Студентам были рекомендованы следующие тематики: “Мейкерство”, “Программирование на основе Micro:bit во внеурочной деятельности”, “Робототехника во внеурочной деятельности”, “Инструментальное сопровождение внеурочной деятельности” и др.
О целях и задачах этого этапа практики участникам сообщества в своем блоге «Дистанционная педагогическая практика: самарские студенты пришли на Новатор» рассказала зав. кафедрой ИКТ в образовании О.Ф. Брыксина.
Через некоторое время в сообществе появились и первые публикации студентов. Первым опубликовал свой пост «Компьютерные игры: взгляд уже не школьника, но пока еще не родителя» Максим Дзнеладзе, подкупив участников сообщества своей искренностью и способностью к глубокому рефлексивному анализу.
Поскольку одним из основных обсуждаемых направлений на «Новаторе» является инженерно-техническое творчество, то большой интерес читателей портала вызвала статья Елены Шариковой «Micro:bit. Наш путь освоения». Замечательно, что первыми на публикацию Елены откликнулась редактор портала Екатерина Алексеева и его постоянные авторы Михаил Семионенков, Александр Григорьев, Ольга Тузова – признанные эксперты сообщества в области применения плат Micro:bit для детского творчества.
От имени всех студентов авторов сообщества поблагодарила Ангелина Гусарова, опубликовав в блоге своеобразный педагогический квест по наиболее интересным для нее публикациям «Правило трёх П: прочитать, понять, применить».
Практика студентов продолжалась… На инструментально-технологическом этапе студенты должны были осваивать технологию моделирования в среде Blender. Студентами были подготовлены инструктивные материалы по созданию трехмерных моделей. Этим опытом в своей публикации «Возможно, будет полезно?» от имени группы поделилась Елена Зотова. К обсуждению подключились эксперты Светлана Любавина, Лора Кравченко, Михаил Семионинков.
Кульминацией практики стала онлайн-встреча студентов с Михаилом Николаевичем Семионенковым - разработчиком ряда методических материалов по основам программирования и робототехники, активным автором педагогического сообщества «Новатор», а главное, НЕРАВНОДУШНЫМ ЧЕЛОВЕКОМ, искренне болеющим за то ДЕЛО, которым он занимается. Об итогах этой встречи написала Надежда Шкоденко в соавторстве с Еленой Шариковой в статье «Студенты и педагоги: нам есть, что обсудить!», подведя своеобразный итог этому этапу педагогической практики.
Преподаватели кафедры ИКТ в образовании и студенты выражают огромную признательность всем участникам сообщества «Новатор» и его главному редактору Екатерине Алексеевой за высокий профессионализм, за профессиональную щедрость, с которой КАЖДЫЙ из авторов делится своим опытом, за доброе отношение и уникальную атмосферу!