Инициатором и Организатором проведения Съезда выступило Министерство просвещения Российской Федерации, оператором Съезда – ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования».
В Съезде приняли участие 866 делегатов – представителей 78 субъектов Российской Федерации и 78 образовательных организаций высшего образования Российской Федерации.
В работе съезда участвовали декан факультета психологии и специального образования к.п.н., доцент Н.И.Буковцова и заведующий кафедрой логопедии, специальной педагогики и специальной психологии к.п.н., доцент Е.А.Чаладзе.
Цель проведения Съезда - выделение тенденций и обозначение перспектив развития российской дефектологической науки и практики.
В рамках Съезда были проведены:
· пленарное заседание;
· награждение почетными знаками «За личный вклад в развитие дефектологии», «За верность профессии».
· брифинг-площадки на актуальные темы «Дефектология как наука: достижения, перспективы и пути развития», «Дополнительное профессиональное образование педагога-дефектолога: как обеспечить качество?», «Стратегия развития образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью до 2030 года и перспективы ее реализации», «Система сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, проживающих в ДДИ и ПНИ», «Престиж и востребованность профессии «учитель-дефектолог», «Специальное (дефектологическое) образование: вчера, сегодня, завтра». В рамках работы данной брифинг-площадки Н.И.Буковцова выступила с докладом «Целевой набор и целевое обучение как решение проблемы кадрового дефицита педагогов-дефектологов».
В результате работы Съезда были актуализированы вопросы создания условий для развития дефектологической науки и практики в Российской Федерации, в числе которых:
· качество профессиональной подготовки учителей-дефектологов и учителей-логопедов в системе высшего и дополнительного профессионального образования;
· востребованность и престиж профессий учитель-логопед и учитель-дефектолог, оценки готовности к профессиональной деятельности в современных условиях, в том числе с учетом демографических и социально-экономических изменений;
· развитие отечественной дефектологии, доступность и трансляция результатов фундаментальных и прикладных исследований в практику образования и психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, сопровождения их семей;
· поэтапность внедрения Стратегии развития образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, освещение основных векторов и точек роста российской системы образования детей и взрослых
с ограниченными возможностями здоровья и с инвалидностью, условий и механизмов развития наиболее перспективных направлений;
· поддержка инициатив создания эффективных моделей специального и инклюзивного образования, психолого-педагогической реабилитации.