Преподаватели кафедры журналистики решили провести нетипичный и увлекательный журналистский эксперимент, где студенты неожиданно для себя стали сценаристами и актёрами фильма. Мероприятие было посвящено 125-летию со Дня рождения писателя и ученого Юрия Николаевича Тынянова.
Однако необходимо изложить предысторию от Константина Сергеевича Позднякова. Всё началось с того, что представители формальной школы хотели создать из литературоведения настоящую науку с методами, где разбирались бы произведения и обсуждалась каждая деталь, рассматриваемая как определенная функция. Одна из ключевых работ формальной школы «Искусство как прием» Виктора Шкловского. Структуралисты считали, что когда мы понимаем, как устроено художественное произведение, то теоретически мы можем эту модель воплотить сами. В лекции, посвященной Тынянову, Д. Быков возмутился, объясняя, что «настоящий жилой дом невозможно понять посредством отдельных деталей (людей, в котором живут в этом доме, архитектуры, поломки дома), и если мы вместе всё соберём и опишем, то целостный дом все равно не получится». Сам Ю.Н.Тынянов иронически высказывался о методах В. Шкловского: "Он думает, что литературное произведение, как машину, можно разобрать, а потом обратно собрать, и она как-то заработает". Конечно, нельзя утверждать, что формальная школа ничего не сделала, ведь от нее мы получили лучший структурный анализ, которым пользуемся по сей день.
Вспомним, что Тынянов интересовался кино. Конечно, в то время оно было немым и черно-белым, но Юрий Николаевич всё равно смог написать такие научные работы, которые имеют вневременной статус. Он рассуждал о том, что из себя представляют «фабула» и «сюжет». Одно из его рассуждений стало отправным пунктом, чтобы придумать для студентов интересное развлечение. Ведь игра на основе одной из статей Юрия Николаевича Тынянова: «С вопросом о сюжете обстоит в кино столь же неблагополучно, как и в литературе: сюжетными считаются вещи, в которых есть сложный фабульный узел. Но фабула ведь не сюжет. Фабульная схема гоголевского «Носа» до неприличия напоминает бред сумасшедшего: у майора Ковалева пропал нос, потом он очутился на Невском проспекте, потом его, когда он уже садился в дилижанс, чтобы удрать в Ригу, перехватили, и в тряпочке его принес квартальный майору. Совершенно очевидно — чтобы этот бред стал элементом художественного произведения, нужны были особые условия стиля, языка, спайки и движения материала. Когда школьников заставляют пересказывать фабулу «Бахчисарайского фонтана», забывают, что Пушкин намеренно затушевал развязку, дал ее намеком, обиняком. Разрушать этот намек в честное констатирование «факта» — значит производить наивное насилие над материалом. Под фабулой обычно понимают фабульную схему. Правильнее считать фабулой — не схему, а всю фабульную наметку вещи. Сюжет же — это общая динамика вещи, которая складывается из взаимодействия между движением фабулы и движением — нарастанием и спадами стилевых масс».
Задание же в игре заключалось в том, что каждая команда выбирала одну из нескольких карточек, в которых даны фабульные наметки. А они, в свою очередь, взяты из классической русской литературы 19 и начала 20 века. Также студентов предупредили, что нельзя пользоваться смартфонами, потому что так будет неинтересно выполнять задание: когда будет конечный результат, ребятам предстоит угадать, что перед ними за произведение. Прежде всего, студенты должны были продумать, в каком жанре они будут исполнять произведения, как будут выглядеть персонажи, написать сценарий для эпизода фильма и отыграть его.
Всего было 2 команды: студенты 2 и 3 курса. На всё давалось 30 минут. 3 курс исполнял свой сценарий по фабульным наметкам Грина из произведения «Карантин», а 2 курсу досталась «Сказка о мертвом теле».
Хотя время было ограниченным, творческий эксперимент удался. Было весело, познавательно и задорно. Студенты, как и преподаватели, ушли с хорошим настроением.
Текст – Елизавета Кириченко, ФФ-б17Жо,
Фото – Юлия Мухамеджанова, ФФ-б18Жо
ФФ, наши преподаватели, студенты, студенческая журналистика