Кафедра психологии и социальной педагогики факультета начального образования совместно с ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения Самарского округа» провели Всероссийскую психолого-педагогическую ассамблею с Международным участием «Институт семьи и семейной практики в современном мире». В ассамблее приняли участие более 250 человек, в том числе родители детей дошкольного и школьного возраста.
Ассамблея объединила специалистов из разных городов России – Самарской области (Самара, Тольятти, Отрадный, Кинель, Новокуйбышевск, Безенчук, Сызрань, Чапаевск, Клявлино, Смышляевка, Савруха (Похвистневский район, Нефтегорский район, Хворостянский район), Москвы, Ульяновска и Казани. Современные телекоммуникационные технологии позволили беспрепятственно общаться специалистам разных регионов в режиме реального времени. В пленарном совещании принимали участие - проректор по дополнительному образованию, профориентационной работе и связям с общественностью, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории и археологии Алексей Борисович Щелков, декан факультета начального образования СГСПУ, кандидат физико – математических наук, профессор, почетный работник высшей школы РФ Наталья Геннадьевна Кочетова, руководитель Самарского управления министерства образования и науки Самарской области Вера Ивановна Халаева, заместитель директора МБДОУ ДПО «Центр развития образования» г.о. Самара Эльчин Айдынович Гашимов, заместитель председателя комитета по образованию и науке Самарской Губернской Думе Алексей Геннадьевич Краснов, заместитель главы Администрации Промышленного внутригородского района городского округа Самара Ирина Дмитриевна Ремезова, заведующий кафедрой психологии и социальной педагогики СГСПУ, кандидат педагогических наук, доцент, почетный работник высшей школы РФ Светлана Александровна Севенюк, французский психоаналитик, последователь и ученик автора метода мотивационного психоанализа Поля Диеля (Paul Diеl), трижды доктор Phd, профессор HEC (высшей школы образования, Франция), директор EHEPM (высшей школы психологических исследований метода Поля Диеля, Франция) Стефан Золотарёфф, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики и психологии СГСПУ Валерий Максимович Минияров, директор института «Высшая школа образования» Московского педагогического государственного университета, доктор педагогических наук, профессор Михаил Анатольевич Гончаров, депутат муниципального района Ставропольский Собрания представителей с.п. Верхнее Санчелеево Самарской области, член Совета городского родительского собрания г.о. Тольятти, начальник отдела по реализации государственной национальной политики в г.о. Тольятти Александр Николаевич Васильев, руководитель ГКУ СО «Комплексный центр социального обслуживания населения Самарской области» Промышленного подразделения Александр Евгеньевич Постников.
В современном мире заметный политический вес получили общественные субъекты, которые отказывают традиционным духовно-нравственным ценностям в универсальности и выдвигают идею освобождения от традиционных ценностей как вектор прогрессивного развития человечества. На Ассамблее было заявлено, что тема семьи, ее традиций имеет объединяющий характер в диалоге культур различных стран и народов. Международное обсуждение проблем семьи способствует осознанию в обществе роли традиционной семьи как ключевого фактора формирования духовно-нравственных основ развития личности и определению путей и способов укрепления и развития семьи и семейных ценностей.
Психологи, психиатры, нейропсихологи, педагоги, логопеды, воспитатели, медиаторы, исследователи - кандидаты психологических наук, представили свои доклады в рамках работы секций, выделенных по основным направлениям проблематики.
Участники Ассамблеи однозначно считают, что государственная политика в поддержку семьи, безусловно, должна учитывать роль школьной подготовки в деле преодоления кризиса ценностей, представлений и институтов в области семейных отношений своих граждан.
Участники Ассамблеи заявляют, что сегодня как никогда важно совместными усилиями общества, государства и религиозных организаций осуществить конкретные меры, направленные на воспитание у детей и молодежи уважительного отношения к институту семьи, к высоким духовно-нравственным семейным ценностям.
Было отмечено, что настоящая Ассамблея - это тоже заявление о необходимости сохранения традиционных ценностей, заявление о всесторонней поддержке нравственно и духовно здоровых и желательно многодетных семей.
Только гармоничная и благополучная семья, построенная на традиционном, освященном поколениями наших предков духовно-нравственном основании, есть та среда, где закладывается будущее всего общества, где берет начало общественное благополучие.
Участники Ассамблеи выразили желание использовать возможности общества для ограждения семьи от деструктивных влияний современности, разрушающих семейные устои, объединив для этого все заинтересованные стороны.
Заслушав выступления основных докладчиков и обсудив все рекомендации, высказанные в процессе проведения Ассамблеи, ее участники
приняли следующую резолюцию:
1. Предложить внести изменения в терминологию законодательства Российской Федерации с целью закрепления понятия «семья» только за традиционной семьей. Законодательно определить понятие семьи как союза мужчины и женщины, созданного с целью взаимной поддержки, уважения и любви, рождения и воспитания детей.
2. Признать необходимость выстраивания отечественного образования на основе антропологических аксиом, определяющих высшей ценностью человеческой жизни личностное бытие.
Изучение детьми традиционной семьи и ее ценностей рассматривается всеми участниками Ассамблеи в качестве обязательного элемента этнической и культурной самоидентификации россиян, а также мощного средства нравственного развития и формирования личности ребенка.
3. Придать государственной семейной политике статус самостоятельного направления государственной политики.
4. Приоритетно развивать социальные технологии поддержки семейного строительства, семейного воспитания, семейного попечения о старости.
Приступить к разработке социальных технологий поддержки отцовства, материнства и детства в кризисных ситуациях, основанных на идеях ценности родительства и приоритетных прав традиционной семьи.
5. Проводить экспертизу мировоззренческих, идеологических, концептуальных оснований социальных и образовательных проектов, программ и технологий, адресованных семье и воспитанию с целью поддержки тех, которые поддерживают семью, и отсечение тех, которые нарушают право семьи.
ФНО, СГСПУ