25 лет в Самарском регионе существует профессиональное журналистское образование. В настоящее время журналистике учат четыре ведущих вуза Самарской области: Самарский государственный социально-педагогический университет, Самарский государственный национальный университет им. С.П.Королева, Тольяттинский государственный университет, Волжский университет им. В.Н.Татищева. В общей сложности на журналистику в 2016 году поступили 113 студентов, которые в недалеком будущем могут выбрать самые разные профессии в медийной отрасли: журналисты, корреспонденты, редакторы, специалисты по рекламе и PR, пресс-секретари и др. И вузы должны помочь молодым специалистам не только получить фундаментальные знания в гуманитарной и социологической области, но и дать в руки профессиональные инструменты, которые будут актуальны через четыре года, когда выпускники станут искать себе работу.
В то же время технологически медиасреда меняется так быстро, что уследить за ее развитием становится нелегко, как тем, кто находится внутри, средствам массовой информации, так и тем, кто изучает ее с некоторого отдаления, профильным кафедрам. При том, что довольно трудно бывает выстроить конструктивный диалог между представителями разных сообществ. Но к счастью, люди не разучились еще разговаривать друг с другом, и юбилейная для профессионального журналистского образования дата послужила поводом, чтобы сесть за стол переговоров, подвести итоги, вскрыть проблемы и подумать, что делать дальше.
Ради этой цели 26 октября в Самарской Губернской Думе прошло заседание круглого стола «Кадры для региональных СМИ: требования работодателя, возможности вузов, желания специалистов». Мероприятие было запланировано в рамках медиасессии «Журналистскому образованию в Самарском регионе – 25 лет: итоги, проблемы, перспективы».
Одним из центральных вопросов круглого стола стала инициатива кафедры журналистики СГСПУ создания общественного объединения по профессиональному журналистскому образованию. В его состав предполагается включить ведущих специалистов медиаотрасли, соответствующих департаментов и управлений органов власти, представителей профильных кафедр образовательных учреждений. Такое объединение поможет, с одной стороны, образовательным учреждениям получать реальный социальный заказ, основанный на потребностях медиарынка, и на его основе строить современные учебные программы. С другой стороны, объединение позволит медиасообществу получить приспособленные к жизни кадры и даст возможность использовать научные исследования для выстраивания гибкой стратегии развития в стремительно меняющейся информационной среде.
Идею создания такого объединения поддержал приглашенный в качестве эксперта руководитель управления профессионального образования, науки и кадрового обеспечения отрасли Министерства образования и науки Самарской области А.И.Мочалов, который подчеркнул необходимость деятельностного участия практиков в подготовке кадров. Это понимает и руководство вуза, позицию которого представляла на круглом столе проректор по учебно-методической работе и качеству образования СГСПУ Н.Н..Кислова.
Круглый стол всегда хорош тем, что на нем могут быть высказаны разные точки зрения. Основные противоречия вызвал вопрос содержания образовательных программ по журналистике. Значимая часть практиков, среди которых были представители ГТРК «Самара», журнала «Дело», газеты «Самарское обозрение», радиостанции «Эхо Москвы в Самаре», высказалась за классическую базу в профессиональной подготовке. Среди знаний, без которых не обойтись журналисту, - знания по филологии, истории, социологии. С другой стороны, была озвучена и потребность владения навыками работы с социальными сетями и интернет-ресурсами. И нужно сказать, что в эту сторону смотрят не только представители «новых медиа», таких как «Другой город», «Большая деревня», но и так называемые традиционные СМИ, среди которых «Волжская коммуна», «Самарская газета». Ну, и конечно, современному журналисту не обойтись без понимания того, как устроен медиарынок, какую роль в нем играют реклама и PR. Этот вопрос подняли представители пресс-службы АО «Теплант», коммуникационного агентства Beneficium».
Много было сказано и о практике, об успешном и не очень опыте ее организации в разных СМИ, пресс-службах и коммуникационных агентствах. И пока именно практика остается самым проблемным блоком в организации профессионального обучения. Здесь вопросов больше, чем ответов. Пока остановились на том, что медиасообщество и вузы будут пробовать разные формы работы. И кажется, в результате диалога пришло понимание, что такая работа должна быть системной, осмысленной и, хорошо бы еще и полезной, для обеих сторон. В пользу этого говорит тот факт, что большинство практиков поддержало инициативу создать общественное объединение по журналистскому образованию.
И теперь перед кафедрой журналистики СГСПУ стоит задача начать проектировать образовательную программу с учетом требований профессиональной среды. Радует, что теперь эта среда не только требует, но и готова помогать. Это большая и трудная работа на ближайшую перспективу.