С 16 по 17 марта в Москве обсуждались проблемы и перспективы медиаобразования и медиаинформационной грамотности в рамках первого Международного медиафорума «Медиаобразование в педагогической сфере», организатором которого стал Московский педагогический государственный университет совместно с Евразийской ассоциацией педагогических университетов, Ассоциацией развития педагогических университетов и институтов, а также Ассоциацией специалистов медиаобразования.
В уникальном для Российской Федерации медиафоруме приняли участие представители Государственной Думы, Министерства образования и науки России, Минкомсвязи России, Россотрудничества, Российской академии образования, руководители пресс-служб органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также представители педагогического и журналистского сообщества.
Форум получил международный статус благодаря широкой географии участников из России, Германии, Польши, Кыргызстана, Чехии, Казахстана, Белоруссии и других стран. Российские медиапедагоги, представители вузов и министерств образования из Москвы, Архангельска, Пскова, Липецка, Санкт-Петербурга, Самары, Ульяновска, Саратова и других городов наряду с зарубежными коллегами обсуждали актуальные вопросы медиаобразования в рамках деловой программы.
Участником форума стала доцент кафедры журналистики Самарского государственного социально-педагогического университета кандидат филологических наук Татьяна Александровна Парамонова, в сферу профессиональных и научных интересов которой входит медиаобразование и проектные технологии в журналистике. Являясь автором статей по проблемам медиаобразования, Татьяна Александровна получила приглашение на форум и подготовила доклад «Медиаобразовательный проект как инструмент профессионального журналистского образования (региональный опыт реализации медиаобразовательных проектов в педагогическом вузе»), который был опубликован в сборнике «Актуальные вопросы теории и практики медиаобразования в педагогической сфере».
Татьяна ПАРАМОНОВА, доцент кафедры журналистики СГСПУ:
- В первый день гости и докладчики форума приняли участие в работе пленарного заседания и круглых столов по технологиям и методам управления медиаобразованием и общественному партнерству в системе повышения медиаграмотности молодежи («Медиаобразование: содержание, технологии и методы управления», «Медиаграмотность и медиаобразование: новые подходы к информационно-медийной работе», «Корпоративное издание как лаборатория медиаобразования», «Международный опыт медиаобразования: возможности и основы для интеграции», «Роль общественно-государственного партнерства в повышении медиаграмотности детей и молодежи»). Площадкой для дискуссий в рамках деловой программы стал главный корпус Московского педагогического университета. Впечатлил состав докладчиков пленарных заседаний, среди которых были директор Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании Тао ЧЖАНЬ; ректор МПГУ, профессор, член-корреспондент РАО Алексей Владимирович ЛУБКОВ; заведующая кафедрой медиаинформационной грамотности и медиаобразования (ЮНЕСКО) МПГУ Ирина Владимировна ЖИЛАВСКАЯ; профессор Департамента медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики Александр Вячеславович ШАРИКОВ, ответственный секретарь Комиссии по вопросам информационного сопровождения государственной национальной политики Совета при Президенте РФ по международным отношениям, заместитель Председателя Совета Ассамблеи народов России Андрей Николаевич ХУДОЛЕЕВ; начальник управления проектов в области образования и социальной сферы МИА «Россия сегодня», руководитель проекта «Социальный навигатор» Наталья Владимировна ТЮРИНА и другие авторитетные исследователи и практики медиа. По итогам первого дня была принята резолюция о необходимости интеграции медиаобразования в систему образования.
Во второй день участников форума ждала образовательная программа, разработанная специалистами кафедры (ЮНЕСКО) медийно-информационной грамотности и медиаобразования граждан Института журналистики, коммуникаций и медиаобразования Московского педагогического университета. Образовательная программа включала интерактивные лекции, тренинги и мастер-классы в рамках модулей «Управление медиаобразованием: региональный аспект», «Медиаобразование в системе педагогических вузов» и «Информационно-медийные ресурсы системы образования» (по выбору слушателей). Символично, что в качестве рабочей площадки для образовательной программы был выбран интерактивный исторической парк «Россия – моя история» на ВДНХ.
Спасибо организаторам форума за интересную и практически полезную образовательную и деловую программы, а также за возможность комплексно подойти к осмыслению феномена медиаобразования и совместить «приятное с приятным»: принять участие в форуме и повысить квалификацию.