В марте-апреле этого года я временно влилась в коллектив кафедры английского языка нашего университета-партнёра в немецком городе Людвигсбурге. Меня пригласили провести семинар (курс по выбору) для студентов – будущих школьных учителей английского языка. Я назвала семинар «Межкультурные аспекты преподавания иностранных языков». На этот семинар записалось 25 студентов, которых заинтересовала тематика и те вопросы, которые предполагалось изучить. Темы были вывешены на сайте вуза за месяц до моего приезда, что дало возможность студентам зарегистрироваться, и до начала семинара в деканате мне дали подробный список с именами студентов, номерами зачётных книжек, электронными адресами, предметами, по которым они специализируются.
Особенность обучения в немецком педагогическом вузе сразу бросается в глаза. Наши студенты обучаются по двум близким профилям: «математика/физика», «химия/биология», «английский язык/немецкий язык» и т.п. Немецкие студенты могут иметь профили «английский/спорт», «английский/математика», «английский/ родной язык (немецкий)», «английский/теология/история». Предполагается, что учитель в немецкой школе может и должен вести несколько предметов.
По окончании семинара обычно пишется экзаменационная работа (die Klausur). В этом году я, помимо нее, предложила каждому студенту показать трёхминутный фрагмент урока с использованием того нового, что они узнали на семинаре. Модельным классом служили сами студенты, которые с большим удовольствием выступали в роли учеников. В письменных отзывах студентов по окончанию отмечено, что этот вид работы оказался для них едва ли не самым интересным – они узнали много нового друг от друга и познакомились. Дело в том, что на семинар записались студенты из разных групп, разных семестров и разных профилей, ранее не знакомые друг с другом.
Поездка дала мне возможность встретиться с коллегами с кафедры английского языка и обсудить некоторые вопросы преподавания английского языка и литературы.
Марина Александровна Кулинич, Профессор кафедры английской филологии и межкультурной коммуникации
иностранные языки, ФИЯ