Эссе Алёны Юрьевны Кондратьевой, выпускницы ФМФИ ПГСГА 2012 года, учителя физики МБОУ СОШ № 154 г.о. Самара, лауреата Всероссийского конкурса Фонда Дмитрия Зимина «Династия» 2015 года в номинации «Молодой учитель».
В профессию учителя я пришла в эпоху перемен и модернизации образования. Выпустившись из стен Поволжской государственной социально-гуманитарной академии (славного самарского педагогического вуза со 100-летней историей), нам пришлось быстро реагировать на сменяющиеся запросы общества, изменения в системе образования и учебном процессе, осваивать новые информационно-коммуникационные технологии, одним словом, суметь адаптироваться к постоянно сменяющейся образовательной среде, дабы не слететь с движущегося, пока не знаю куда, поезда. Это сравнение не случайно. В своей статье Андрей Александрович Вербицкий, член-корр. РАО, доктор педагогических наук, профессор МГГУ им. М.А. Шолохова, сравнил положение учителя в рамках внедрения стандарта с машинистом паровоза, когда цели указали, а новых средств нет: «На учителей выпала двойная нагрузка: необходимость продолжать обучение "старыми добрыми" традиционными методами и на ходу воплощать в жизнь принципиально новую педагогическую систему, отвечающую требованиям ФГОС. .... Представьте несущийся на всех парах паровоз, машинисту которого нужно, не сбавляя скорости, превратить его в современный "Сапсан". Ясно, что поставить такую задачу машинисту ни одному инженеру не придет в голову».
Зачастую нас называют учителями XXI века. А какой это учитель? В моем представлении учитель XXI века – это, прежде всего, друг по отношению к детям, их помощник, советчик и союзник, а не просто человек с жизненным опытом, дающий готовые истины своим ученикам. Учитель сегодня, – это уже не источник знаний, а искатель, странник, всегда находящийся в пути. Если учитель хочет быть нужным в XXI веке, ему не следует бояться изменить свой традиционно-привычный уклад работы. На нас возлагают большие надежды, и иногда возникает страх не оправдать ожидания, мы стараемся достигнуть вершин, стать лучшими в своем деле, но нас пока ещё маловато…
Недавно, один из моих учеников восьмого класса задал мне вопрос: «Алена Юрьевна, а зачем Вы пошли работать в школу, Вы же такая красивая?». В классе наступила гробовая тишина, и все детские глаза устремились на меня в надежде получить ответ. Конечно, можно было бы ответить, что это не твое дело, сиди и занимайся, но, несмотря на всю банальность вопроса, он меня заинтриговал. «А в какой профессии ты меня видишь?» – спросила я его. Он задумался, но не ответил. Мы продолжили работать, и через некоторое время, одна девочка выкрикнула: «Стюардессой!». В классе почувствовалась атмосфера интриги. «Я подумаю над этим предложением, но тогда мне придется вас покинуть и передать новому учителю» – ответила я. Класс зашумел, высказывая недовольство. Этим примером я ни в коем случае не хочу показать и рассказать, какой я замечательный педагог и как меня любят дети. Нет. Я долго думала над этой ситуацией, и с мнением, к которому пришла, вы, конечно же, можете не согласиться. На мой взгляд, этот вопрос ученика показывает все отношение общества к личности педагога и педагогической профессии. Подростки считают, что профессия педагога не совсем престижная, не так хорошо оплачиваемая и не должным образом уважаемая в обществе. Но в тоже время, детям нравится видеть в роли учителя молодого и перспективного человека, желательно мужчину.
В школу я пришла работать после учителя физики – мужчины и, откровенно говоря, в глазах детей я увидела недовольство, критику и сравнение. Меня подвергали проверкам на соответствие, и нужно было приложить недюжинный труд, чтобы дети меня не жалели, а уважали. Мы часто жалуемся, что в современном мире не осталось настоящих мужчин, способных взять на себя груз ответственности, решить проблему, зачастую это ложится на хрупкие женские плечи. Как же это случилось и кто в этом виноват? Все дело в том, что современные мальчики очень часто воспитываются женщинами! В детстве, – это мама (отец зарабатывает деньги и ему некогда заниматься воспитанием сына, или, и того хуже, мама мальчика – мать-одиночка). В детском саду, – это няни и воспитательницы. Много ли вы знаете мужчин, работающих воспитателем в детском саду? Ну и картина в школе нам всем хорошо известна. Это в подавляющем большинстве женский коллектив. Я знаю лично очень многих мужчин, способных и желающих заниматься образованием детей и быть в этой сфере лучшими, но недостаточно высокая заработная плата мешает им реализовать себя в этой профессии.
Непросто говорить о грустном, и все же будем верить, что педагог XXI века станет, наконец, специалистом высокооплачиваемой профессии. Та степень самоотдачи, которая присуща людям нашей специальности, рано или поздно будет заслуженно оценена обществом будущего. А пока, мы, поколение молодых педагогов, занимаемся любимым делом. Ищем новые подходы к ученикам, ищем пути мотивации их к учению и поиску новых знаний, к стремлению самообразовываться и совершенствоваться. Пытаемся найти подход к каждому ребёнку, ведь с утра на уроке нас встречают детские глаза. Эти разные взгляды… У кого-то глаза светятся счастьем, глаза озорные, а вот и дерзкие. Встречаются грустные и пустые... Сколько труда, энергии, терпения, творчества я вложу в надежде получить хоть маленькую капельку самоотдачи. Сколько радости я получу, когда эти глаза будут смотреть на меня по-новому. Это задача трудная, но выполнимая. Ведь каждый из нас помнит такого учителя в своей жизни, который смог нас понять, который стал для нас другом и помощником, примером, и которому мы безмерно благодарны за терпение и труд.
Я благодарна судьбе за случай, который произошел со мной в первый год работы. Однажды я замещала учителя на уроке физики в незнакомом мне восьмом классе, и так получилось, что у мальчиков урока технологии не было, а у девочек был. Я беру половину класса на урок физики и рассказываю им про электрические явления и электризацию тел. Урок прошел блестяще, перемена, звонок на урок. Я ожидаю на уроке только девочек, но при входе в класс вижу полный состав.
- Вы свободны, – говорю я ребятам.
- Мы хотим еще урок, нам дома делать нечего, – отвечают они.
Мы продолжили заниматься. Факт того, что подростки зимой не убежали с урока домой, где так много различных соблазнов, меня поразил до глубины души и дал понять, что детям в наш безумный компьютерный век очень нужен живой учитель. Безусловно, сам учебный процесс не проходит без использования современных компьютерных технологий. Это и интерактивная доска, и виртуальные лаборатории, и средства Web 2.0, огромное количество фильмов и кратких видео и т.д. Но живой эксперимент на уроке физики должен присутствовать обязательно, он развивает в ребенке исследователя, заставляет задуматься, предположить и проверить свое предположение, а самое главное, – он рождает интерес, ведь самый большой грех учителя – быть скучным!
Как стать интересным для учеников? Мне кажется надо быть примером, чтобы ребята видели в тебе твой потенциал. В образовательном процессе я бы выделила одно главное слово, на которое обратил внимание Аристотель. Когда он сравнил свой путь в науке и то, как его учили, он пришел к выводу: «Надо учить, и учиться удивляться», потому что удивление вызывает стремление к знанию, к потребности, такой же, как в еде, воде и одежде. Как удивлять на уроках физики? Конечно же, экспериментом, да таким что бы возникли вопросы «Как?» и «Почему?». Безусловно, можно просто рассказать теорию становления физического закона «Он задумался и открыл», но например Сергею Павловичу Королеву нужно было совершить тысячу неудачных запусков ракет, что бы осуществить одни великий. Согласитесь, если начать урок с рассказа о счастливой, трагической, а может и не очень, но, безусловно, интересной судьбе ученного, то у ребят к изучаемому явлению возникнет неподдельный интерес. Мне кажется начинать урок не нужно с объяснения теории, надо сформулировать проблему, чтобы у каждого ребенка появился свой вопрос, на который он хочет получить ответ. Точно так же как для десятилетнего Ньютона оказался жизненно важным вопрос, почему Луна не улетает и не падает на Землю? И это определило всю его жизнь. Нужно сравнивать разные описания. Чтобы и для взрослого и для ребенка явления превращались в феномены, то есть, в то, что вызывает переживания и впечатления, точно так же как впечатления о старой прочитанной книге с физическими опытами сделали из беспризорника Фарадея гениального физика. Но часто на практике, при объяснении темы, мы отвечаем на вопросы, которые никогда не возникали у детей и которыми они не очень-то и интересовались…
Закончить свое эссе мне бы хотелось некоторой статистикой. Во всем мире очень высоко ценится интеллектуальный труд, и человек, предлагающий уникальные услуги, как правило, становится успешным в жизни. Существует такое понятие как «доля интеллектуального труда» в продукте. И чем выше эта доля, тем выше цена продукта. У продукции из США эта доля составляет 80%, а из России – 3%. Наша продукция, к великому сожалению, не такая конкурентоспособная, как нам хотелось бы. Сегодня, особое внимание уделяется проблемам образования. От учителей требуется поднять качество образования на новый уровень, чтобы подготовить принципиально новое поколение, способное создавать конкурентоспособную продукцию, предлагать новые, уникальные услуги и работать на благо России.