Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
«Министерство просвещения Российской Федерации»
Версия для слабовидящих

Круглый стол: «Интеграция общего и высшего образования в условиях ФГОС в современной образовательной среде – жизнеобеспечение и перспективы развития»

24 Ноября 2014

С января 2014 г. на базе кафедры психологии и социальной педагогики проводится экспериментальная работа по теме: «Концептуальные основы подготовки будущего педагога к социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста».

Основные идеи. В настоящее время социально-экономические преобразования неизбежно затрагивают все аспекты жизнедеятельности человека и в значительной степени определяют масштабы инновационных процессов, охвативших всю сферу образования и непосредственно связанных с объективной потребностью общества в личности; готовой к принятию самостоятельных решений и осмысленному выбору жизненного пути.

В этих условиях принципиальное значение в педагогической науке и практике приобретает поиск оптимальной модели социализации дошкольников и младших школьников, обеспечивающей интенсивное становление личностных качеств, отношений и позиций ребенка в обществе.

В целях повышения качества образования, определяющего взаимное соответствие социального заказа, ожиданий общества и потребностей личности, решаются задачи социализации детей дошкольного (Л.В. Коломийченко, М.А. Радзивилова, В.И. Сметанина, Т.В. Шинина) и младшего школьного (Н.Ф. Голованова, Т.М. Ермакова, М.В. Телегин, М.И. Шилова) возраста. Для эффективного управления процессом социализации важно установить закономерности возрастного развития, определить управляемые параметры социализации в соответствии с культурными задачами становления личности в дошкольном и младшем школьном возрасте. Предпринимаемые попытки оформлены как авторские программы дошкольного и концепции начального образования (Е.Е. Кравцова, Г.Г. Кравцов, Н.Ф. Виноградова, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин), оптимизирующие процесс социализации детей, что, однако, не стало доминирующим в массовой практике образования. На фоне нового Федерального государственного стандарта дошкольного образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обостряются противоречия в области преемственности дошкольного и начального образования, в том числе, по причине отсутствия целостной концепции социализации ребенка, стратегии управления ею на основе единства поставленных целей, реализуемых технологий и достигаемых результатов в образовании детей. Выходом из сложившейся ситуации может стать разработка концепции подготовки педагогических кадров к созданию условий для полноценной социализации детей в дошкольном и начальном образовании. Специальная педагогическая подготовка будущих педагогов позволяет объединить потенциал различных агентов социализации для формирования социальной компетентности детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Актуальность исследования обусловлена наличием объективных тенденций развития российского образования: потребностью общества в новом качестве образования, основанном на деятельностно-компетентностном обучении; введением нового поколения стандартов высшего профессионально-педагогического и дошкольного и начального образования и необходимостью их соотнесения в процессе реализации; требованием проекта третьего поколения стандартов ВПО осуществлять учебный процесс вуза на основе модульно-компетентностного подхода; важностью построения системы подготовки педагога к созданию условий для полноценной социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Для решения назревших вопросов имеется совокупность знаний в педагогической теории по следующим проблемам: 

  • научные основы совершенствования педагогического образования и профессиональной подготовки учителя (О.А. Абдуллина, И.П. Андриади, В.П. Беспалько, В.А. Болотов, Г.А. Бордовский, В.А. Сластенин и др.); 
  • организация компетентностного подхода ВПО (В.И. Байденко, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, Е.Н. Землянская, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, И.М. Осмоловская и др.); 
  • особенности подготовки учителя-дошкольника и учителя начальных классов (Т.Е. Бацаева, Н.В. Демидова, О.Ю. Елькина, Т.Б. Руденко, Д.И. Трайтак и др.); 
  • активизация учебного процесса и познавательной деятельности учащихся (А.Б. Воронцов, Т.С. Панина, В.В. Пасечник, А.И. Савенков, В.И. Слободчиков, А.Б. Усова, И.С. Якиманская и др.); 
  • содержание и методика проектирования универсальных учебных действий и предметных умений учащихся (И.В. Абакумова, А.Г. Асмолов, Н.Ф. Виноградова, Т.В. Коростелева и др.).

Однако анализ научных публикаций, диссертационных работ дошкольной и школьной практики свидетельствуют о наличии недостатков и трудностей в профессиональной подготовке педагога к созданию условий для полноценной социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста: не разработан комплекс профессиональных компетенций, необходимых будущему педагогу для создания условий для полноценной социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста, недостаточно используется потенциал педагогического вуза для подготовки педагога к реализации стандартов нового поколения, не разработана оптимальная модель социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Выявленные недостатки теории и практики подготовки современного педагога к созданию условий для полноценной социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста обусловлены наличием противоречий между:

  • потребностью общества в педагоге, способном к осуществлению социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста и недостаточной представленностью в педагогической науке теоретических оснований для разработки концепции подготовки будущего педагога к социализации данного возраста;
  • потребностью педагогической практики в профессионально компетентном выпускнике педагогического вуза к осуществлению социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста и отсутствием модели конструирования содержания и технологий формирования компетенций будущего педагога к социализации детей такого возраста;
  • практической необходимостью в подготовке педагога к созданию условий для оптимальной социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста и недостаточной методической обеспеченностью данного процесса;
  • потенциальными возможностями вуза в подготовке профессионально-компетентного педагога к созданию условий для оптимальной социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста и степенью их реализации на практике, обусловленной недостаточной разработанностью научных рекомендаций в данной области знаний.

Обнаруженные противоречия определили проблему эксперимента: каким образом необходимо осуществлять подготовку будущего педагога к созданию условий для оптимальной социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста?

Актуальность и социально-педагогическая значимость, недостаточная разработанность проблемы социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста, объективная потребность практики в педагоге, способном осуществлять социализацию детей дошкольного и младшего школьного возраста обусловили выбор темы эксперимента: «Концептуальные основы подготовки будущего педагога к процессу социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста».

  • Цель: разработка концептуальных основ подготовки будущего педагога к социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  • Объект: процесс профессионального образования педагогов дошкольного и начального образования.
  • Предмет: модель, содержание, технологии и методы подготовки будущего педагога к созданию условий для оптимальной социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1. Обосновать место и роль социализации с учетом изменений в целях и задачах образовательных стандартов для детей дошкольного и младшего школьного возраста.

2. Сконструировать модель управления процессом социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста в образовании.

3. Составить комплекс профессиональных компетенций, необходимых педагогу для создания условий по оптимальной социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста в свете реализации требований ФГОС начального общего образования.

4. Разработать модель подготовки современного педагога дошкольного и начального образования к созданию условий для оптимальной социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста.

5. Разработать и апробировать алгоритм организации профессиональной подготовки будущего педагога к процессу социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Сроки эксперимента: 2013-2018 г.г.

Этапы подготовки и проведения эксперимента:

I этап 2013-2014 г.г.:

  • диагностический: анализ состояния образовательного процесса в дошкольном учреждении и начальной школе в аспекте социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста; выявление противоречий и обоснование способов их разрешения, формулировка проблемы эксперимента;
  • прогностический: постановка цели, формулирование гипотезы, задач эксперимента, определение методов исследования, сроков эксперимента, прогнозирование ожидаемых результатов, разработка программы, календарного плана эксперимента, положения об экспериментальной площадке ФГБОУ ВПО «Поволжская социально-гуманитарная академия»;
  • организационный: издание приказа по Академии об утверждении локальных актов, рабочей группы эксперимента, подачи заявки на присвоение статуса экспериментальной площадки, согласованной с органами управления образования, подготовка кадров, ведущих эксперимент, распределение управленческих функций;
  • практический: разработка и апробация критериев, показателей и уровней готовности будущего педагога к созданию условий для оптимальной социализации детей дошкольного и младшего школьного возраста, разработка модели образовательного процесса в высшей школе, инновационных механизмов оценивания качества социализированности дошкольников и младших школьников и результатов деятельности педагога по этому направлению;
  • обобщающий: письменный отчет, публикации обобщенных материалов, корректировка плана дальнейшей работы по результатам «педагогического скрининга».


1.jpg

В рамках экспериментальной работы 27 ноября 2014 года в 14.00 (по адресу: ул. Блюхера, 25, каб. 208) будет проводиться круглый стол: «Интеграция общего и высшего образования в условиях ФГОС в современной образовательной среде – жизнеобеспечение и перспективы развития», с целью распространения актуального педагогического опыта, методов и приемов обучения и воспитания, внедрения и распространения современных образовательных методик и технологий.

Участники круглого стола - представители органов государственной власти и управления образованием, ученые Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, научные руководители и исполнители опытно-экспериментальной работы, субъекты образовательного пространства.

В программе: актуальные вопросы развития современной образовательной среды в соответствии с ФГОС нового поколения; профессиональный стандарт педагога – проблемы и решения; социализация ребенка дошкольного и младшего школьного возраста; организация методической поддержки педагогов; проектирование образовательной среды в образовательном комплексе, презентации результатов конкретного опыта исследовательской деятельности экспериментальных площадок ПГСГА.

Участие в круглом столе подтверждается сертификатами. По итогам проведения планируется выпуск научно-методического сборника.

психология

ТЕГИ

абитуриентам Академия Минпросвещения России анонс антикоррупция археология аспирантура Ассоциация выпускников СГСПУ вебинар видео волонтеры выпускники выставка грант день открытых дверей ЕГФ заседание методической секции зоомузей ИКТ в образовании иностранные языки интервью история ИФ кафедра журналистики кафедра иностранных языков кафедра романской филологии КДО КМО КНО конкурс Конкурс на замещение вакантной должности конференция концерт культмасс магистратура мастер-класс международный отдел международный студенческий обмен методический семинар Минпросвещения России музей истории наука наши преподаватели НИЧ объявление олимпиада ОРИМ ОРСКОиРСС отчет партнеры педагогический кванториум ППОР праздник практика профком студентов психологическая служба психология работодатели РСО СГСПУ семинар СМИ спорт Спортивный клуб страницы истории академии студенты студенческая журналистика телевидение технопарк технопарк универсальных педагогических компетенций тотальный диктант трудоустройство УВСР УМС учитель будущего учитель будущего поколения России фестиваль ФИТМК ФИЯ ФКИ ФКиИ ФМФИ ФНО ФПСО ФСО ФФ ФФКиС ФФКС ФЭУС ЦДП школьники
Июнь 2023
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012
подняться наверх