От всех «чудес» цивилизации страдают не только взрослые, но и дети. Педагоги констатируют: дети стали другими. Увеличилось количество ребятишек с разными патологиями здоровья. Помочь нашим детишкам готовы не только врачи, но и педагоги.
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия - единственный вуз в Самаре, который готовит специалистов для обучения и воспитания таких детей. О профессии логопеда и дефектолога и самом факультете специального образования рассказывает декан факультета специального образования Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, Буковцова Нина Ивановна.
- Нина Ивановна, с чем было связано открытие факультета?
- Факультет был открыт в Поволжской государственной социально-гуманитарной академии в 1988 г. Появление факультета было связано с тем, что в Куйбышевской области была острейшая потребность в квалифицированных кадрах и логопедах для коррекционных учреждений. В настоящее время проблема нехватки особых педагогов нарастает. Это не только проблема региона. По данным мировой статистики число детей с отклонениями в развитии растёт. И в Самарской области отмечается большое количество детей с ограниченными возможностями здоровья: детей дошкольного возраста – 13 668, школьников – 12 382. Мы проанализировали кадровое обеспечение самарских коррекционных учреждений и специальных классов в общеобразовательных школах. К сожалению, наблюдается острая нехватка олигофренопедагогов, тифлопедагогов, учителей – логопедов для работы в речевых классах, учителей классов для детей с задержкой психического развития. А в связи с тем, что изменились приоритеты в образовании и родители детей с особыми нуждами всё чаще предпочитают общеобразовательные школы дети с отклонениями в развитии не получают специальной коррекционной помощи из-за отсутствия в средних школах специалистов. Из 258 учреждений, осуществляющих интегрированное обучение, штатный психолог имеется лишь в 54, логопед – в 21.
- Как решить проблему дефицита специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья?
- Логично, что для работы с такими ребятишками нужны высококвалифицированные специалисты. Мы готовим педагогов по специальностям «Логопедия», «Специальная психология», «Олигофренопедагогика». В 2013 году был введён новый профиль на дневном отделении «Дошкольная дефектология». Такое решение связано с тем, что в области создаётся специальная служба оказания ранней помощи детям с отклонениями в развитии и их семьям. Кроме того, разрабатывается система дистанционного образования таких детишек. Поэтому специалисты нашего профиля будут востребованы.
- Кого вы приглашаете учиться?
– Профессии, которые получают наши студенты, находятся на стыке гуманитарных и медицинских наук. К нам сюда идут учиться все, кому небезразличны дети. Здесь узнают о том, как воспитывать ребенка здоровым. Главной составляющей обучения на нашем факультете является воспитание в студентах важных для их профессии личных качеств. Уже на ранних этапах студенты приобщаются к работе с детьми и семьями. Часть занятий мы проводим в специальных коррекционных школах Самары и в социально-реабилитационных центрах.
- Родители особых детей понимают, что ребёнку нужны занятия со специальными педагогами. А готова ли самарская система образования принимать и трудоустраивать ваших выпускников?
- Наши дипломированные специалисты востребованы общеобразовательными и специальными коррекционными учреждениями Самары и области. Как правило, после прохождения педагогической практики, наши студенты получают приглашения продолжить профессиональную деятельность в образовательных учреждениях. Средний показатель трудоустройства – 81%. Работодатели высоко оценивают уровень профессиональной подготовленности выпускников и их готовность к педагогической деятельности. факультет оказывает содействие студентам в заключении договоров с учреждениями.
Источник: Светлана Еременко, «Аргументы и факты» № 30 от 23.07.2014г.