27-28 марта 2014 года состоялись II Самарские педагогические чтения «Современные уроки педагогической классики».
Организаторами чтений выступили Департамент образования Администрации городского округа Самара, ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия», ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет», ФГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет (Самарский филиал)», Самарский центр гуманной педагогики.
Участниками мероприятия стали более 400 человек: научные сотрудники и преподаватели ВУЗов, методисты, руководители образовательных учреждений, педагоги, студенты и учащиеся образовательных учреждений. В рамках педагогических чтений было организовано пленарное заседание и работа следующих секций: «Современный учитель в обществе и профессиональной среде»; «Ребенок в современном мире»; «Семья и школа: поиск путей конструктивного сотрудничества»; «Воспитательный потенциал современного урока»; «Современные технологии воспитания»; «Концепция единого государственного учебника по истории».
На базе ПГСГА была осуществлена работа таких секций как «Воспитательный потенциал современного урока» и «Концепция единого государственного учебника по истории».
В рамках работы секции «Воспитательный потенциал современного урока», организованной кафедрой педагогики ПГСГА (руководитель секции доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры педагогики ПГСГА О.К. Позднякова), была рассмотрена проблема воспитательного потенциала урока, затрагивающая различные стороны функционирования образовательной системы современной школы. Актуальность данной проблемы заключается в том, что базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе учебного процесса. Однако образование личности должно быть ориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и нравственных качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. Отсюда высвечивается значение урока как элемента воспитательной системы.
Воспитание на уроке реализуется в педагогическом общении, во взаимном целенаправленном диалоге учителя и учеников, в ходе и результате которого личности учащихся изменяются: вырабатываются жизненная философия как система ценностных ориентаций и соответствующие черты характера, формируется ментальность, приобретаются те или иные привычки поведения.
На каждом уроке целенаправленное и спонтанное изменение личности учащегося, то есть собственно воспитание, происходит благодаря комплексному воздействию стиля педагогического общения; культуры управления образовательной деятельностью; дидактической структуры; методических приемов.
Совершенствование урока не может идти по методической дороге в бесконечных поисках фантастических методик, которые повышали бы результат обучения, не затрагивая личностной структуры ученика. Построение образовательного процесса в современной общеобразовательной школе требует гармоничного сочетания обучения и воспитания, и роль урока в такой гармонизации, несомненно, велика.
Пути и средства гармонизации обучения и воспитания на уроках в рамках работы секции представили учителя общеобразовательных учреждений г. Самары.
После приветственного слова проректора по учебно-методической работе и качеству образования ПГСГА кандидата филологических наук, доцента Н.Н. Кисловой и доклада «Особенности воспитывающего обучения в современной социальной ситуации развития российского общества» заведующего кафедрой педагогики ПГСГА, доктора педагогических наук, профессора, член-корреспондента РАО В.П. Бездухова, вниманию собравшихся (в работе секции приняли участие более 70 учителей и преподавателей вузов) были представлены фрагменты уроков, раскрывающие воспитательный потенциал обучения. Это: литературное чтение (3 класс) «Что такое мечта?» (по произведению А. Куприна “Слон”) (А.Э. Юсупова – учитель начальных классов МБОУ СОШ №34 г.о. Самара); обществознание (10 класс) «Мораль и право» (С.В. Шелковская – учитель истории и обществознания МБОУ Гимназии №1 г.о. Самара, учитель высшей категории); внеклассное чтение (10 класс) «Красота спасет мир... по рассказу Р. Бредбери “Улыбка”» (С.В. Киргизова – учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 12 им. Героя Советского Союза Ф.М. Сафонова г.о. Самара).
В процессе обсуждения данных фрагментов, организованном кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики ПГСГА Е.В. Кулешовой на высоком профессиональном уровне, были затронуты такие вопросы как особенности воспитывающего обучения в современной социальной ситуации развития российского общества; принципы воспитания на уроке; методы и приемы воспитания учащихся в процессе обучения; средства воспитания школьников на уроке; особенности воспитания школьников на уроках гуманитарного цикла; нравственное воспитание школьников на уроке; эстетическое воспитание школьников на уроке.
Вопросы, поднятые во время обсуждения, перекликались с представленными в работе секции докладами: «Краеведческий подход в духовно-нравственном воспитании младших школьников» (Е.Н. Муравьева – учитель начальных классов МБОУ лицей «Престиж»); «Реализация концепции духовно-нравственного воспитания школьников на уроках литературы» (А.А. Жиркова – учитель МБОУ СОШ № 63 г.о. Самара); «Воспитание нравственности, гражданственности и патриотизма средствами учебного предмета» (Н.Е. Пушкина – учитель МБОУ СОШ № 24 г.о. Самара); «Воспитательный аспект уроков английского языка» (Ю.А. Чугурова – учитель МБОУ СОШ № 24 г.о. Самара).
По отзывам участников работы секции «Воспитательный потенциал современного урока» подобный обмен опытом видится им актуальным в аспекте совершенствования педагогической деятельности.
Работа секции «Концепция единого государственного учебника по истории», организованной историческим факультетом ПГСГА (руководитель секции доктор исторических наук, профессор, проректор по научно-исследовательской работе ПГСГА А.И. Репинецкий) осуществлялась в формате круглого стола, где были обсуждены такие вопросы как: единая концепция – один учебник? Единая концепция – выбор учебников?; «неудобные» вопросы российской истории; воспитательный потенциал единой концепции исторического образования; единая концепция исторического образования и проблемы школьного исторического краеведения; исторические персоналии в концепции единого учебника истории.
Модераторами круглого стола выступили: Г.М. Ипполитов, доктор исторических наук, профессор (Поволжский филиал института российской истории РАН), А.И. Репинецкий, доктор исторических наук, профессор (Поволжская государственная социально-гуманитарная академия).
В работе секции приняли участие более 50 преподавателей истории вузов, школ, аспирантов исторических факультетов вузов. Работа круглого стола при активном участии учителей истории и преподавателей вузов.
На пленарном заседании и в ходе работы секций участники чтений обсудили широкий круг теоретико-методологических и организационно-управленческих вопросов в сфере организации педагогического процесса в образовательных учреждениях.
Участники конференции высказали следующие предложения:
– осуществлять образовательный процесс в современной общеобразовательной школе на основе единства обучения и воспитания, признавая высшей ценностью личность ребенка;
– развивать формы взаимодействия всех работников сферы образования с целью обмена опытом, повышения квалификации в рамках Интернет-ресурсов (сетевые сообщества педагогов, интерактивные методические кабинеты) и конкурсной деятельности;
– формировать систему педагогического взаимодействия «педагог-семья-ребенок» на основе общечеловеческих нравственных ценностей;
– способствовать разработке инновационных проектов по развитию родительских инициатив и современных форм взаимодействия семьи и школы.