Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
«Министерство просвещения Российской Федерации»
Версия для слабовидящих

II Самарские педагогические чтения «Современные уроки педагогической классики»

1 Апреля 2014

27-28 марта 2014 года состоялись II Самарские педагогические чтения «Современные уроки педагогической классики».

Организаторами чтений выступили Департамент образования Администрации городского округа Самара, ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная социально-гуманитарная академия», ФГБОУ ВПО «Самарский государственный университет», ФГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет (Самарский филиал)», Самарский центр гуманной педагогики.

Участниками мероприятия стали более 400 человек: научные сотрудники и преподаватели ВУЗов, методисты, руководители образовательных учреждений, педагоги, студенты и учащиеся образовательных учреждений. В рамках педагогических чтений было организовано пленарное заседание и работа следующих секций: «Современный учитель в обществе и профессиональной среде»; «Ребенок в современном мире»; «Семья и школа: поиск путей конструктивного сотрудничества»; «Воспитательный потенциал современного урока»; «Современные технологии воспитания»; «Концепция единого государственного учебника по истории».

На базе ПГСГА была осуществлена работа таких секций как «Воспитательный потенциал современного урока» и «Концепция единого государственного учебника по истории».

IMG_1467[+].jpg

В рамках работы секции «Воспитательный потенциал современного урока», организованной кафедрой педагогики ПГСГА (руководитель секции доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО, профессор кафедры педагогики ПГСГА О.К. Позднякова), была рассмотрена проблема воспитательного потенциала урока, затрагивающая различные стороны функционирования образовательной системы современной школы. Актуальность данной проблемы заключается в том, что базой развития и воспитания ребенка продолжают оставаться фундаментальные знания, которые он получает в ходе учебного процесса. Однако образование личности должно быть ориентировано не только на усвоение определенной суммы знаний, но и на развитие самостоятельности, личной ответственности, созидательных способностей и нравственных качеств человека, позволяющих ему учиться, действовать и эффективно трудиться в современных экономических условиях. Отсюда высвечивается значение урока как элемента воспитательной системы.

Воспитание на уроке реализуется в педагогическом общении, во взаимном целенаправленном диалоге учителя и учеников, в ходе и результате которого личности учащихся изменяются: вырабатываются жизненная философия как система ценностных ориентаций и соответствующие черты характера, формируется ментальность, приобретаются те или иные привычки поведения.

На каждом уроке целенаправленное и спонтанное изменение личности учащегося, то есть собственно воспитание, происходит благодаря комплексному воздействию стиля педагогического общения; культуры управления образовательной деятельностью; дидактической структуры; методических приемов.

Совершенствование урока не может идти по методической дороге в бесконечных поисках фантастических методик, которые повышали бы результат обучения, не затрагивая личностной структуры ученика. Построение образовательного процесса в современной общеобразовательной школе требует гармоничного сочетания обучения и воспитания, и роль урока в такой гармонизации, несомненно, велика.

Пути и средства гармонизации обучения и воспитания на уроках в рамках работы секции представили учителя общеобразовательных учреждений г. Самары.

IMG_1470[+].jpg

После приветственного слова проректора по учебно-методической работе и качеству образования ПГСГА кандидата филологических наук, доцента Н.Н. Кисловой и доклада «Особенности воспитывающего обучения в современной социальной ситуации развития российского общества» заведующего кафедрой педагогики ПГСГА, доктора педагогических наук, профессора, член-корреспондента РАО В.П. Бездухова, вниманию собравшихся (в работе секции приняли участие более 70 учителей и преподавателей вузов) были представлены фрагменты уроков, раскрывающие воспитательный потенциал обучения. Это: литературное чтение (3 класс) «Что такое мечта?» (по произведению А. Куприна “Слон”) (А.Э. Юсупова – учитель начальных классов МБОУ СОШ №34 г.о. Самара); обществознание (10 класс) «Мораль и право» (С.В. Шелковская – учитель истории и обществознания МБОУ Гимназии №1 г.о. Самара, учитель высшей категории); внеклассное чтение (10 класс) «Красота спасет мир... по рассказу Р. Бредбери “Улыбка”» (С.В. Киргизова – учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 12 им. Героя Советского Союза Ф.М. Сафонова г.о. Самара).

IMG_1485[+].jpg

В процессе обсуждения данных фрагментов, организованном кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры педагогики ПГСГА Е.В. Кулешовой на высоком профессиональном уровне, были затронуты такие вопросы как особенности воспитывающего обучения в современной социальной ситуации развития российского общества; принципы воспитания на уроке; методы и приемы воспитания учащихся в процессе обучения; средства воспитания школьников на уроке; особенности воспитания школьников на уроках гуманитарного цикла; нравственное воспитание школьников на уроке; эстетическое воспитание школьников на уроке.

Вопросы, поднятые во время обсуждения, перекликались с представленными в работе секции докладами: «Краеведческий подход в духовно-нравственном воспитании младших школьников» (Е.Н. Муравьева – учитель начальных классов МБОУ лицей «Престиж»); «Реализация концепции духовно-нравственного воспитания школьников на уроках литературы» (А.А. Жиркова – учитель МБОУ СОШ № 63 г.о. Самара); «Воспитание нравственности, гражданственности и патриотизма средствами учебного предмета» (Н.Е. Пушкина – учитель МБОУ СОШ № 24 г.о. Самара); «Воспитательный аспект уроков английского языка» (Ю.А. Чугурова – учитель МБОУ СОШ № 24 г.о. Самара).

IMG_1492[+].jpg

По отзывам участников работы секции «Воспитательный потенциал современного урока» подобный обмен опытом видится им актуальным в аспекте совершенствования педагогической деятельности.

Работа секции «Концепция единого государственного учебника по истории», организованной историческим факультетом ПГСГА (руководитель секции доктор исторических наук, профессор, проректор по научно-исследовательской работе ПГСГА А.И. Репинецкий) осуществлялась в формате круглого стола, где были обсуждены такие вопросы как: единая концепция – один учебник? Единая концепция – выбор учебников?; «неудобные» вопросы российской истории; воспитательный потенциал единой концепции исторического образования; единая концепция исторического образования и проблемы школьного исторического краеведения; исторические персоналии в концепции единого учебника истории.

IMG_1500[+].jpg

Модераторами круглого стола выступили: Г.М. Ипполитов, доктор исторических наук, профессор (Поволжский филиал института российской истории РАН), А.И. Репинецкий, доктор исторических наук, профессор (Поволжская государственная социально-гуманитарная академия).

DSC00198[+].jpg

В работе секции приняли участие более 50 преподавателей истории вузов, школ, аспирантов исторических факультетов вузов. Работа круглого стола при активном участии учителей истории и преподавателей вузов.

На пленарном заседании и в ходе работы секций участники чтений обсудили широкий круг теоретико-методологических и организационно-управленческих вопросов в сфере организации педагогического процесса в образовательных учреждениях.

IMG_1534[+].jpg

Участники конференции высказали следующие предложения:

– осуществлять образовательный процесс в современной общеобразовательной школе на основе единства обучения и воспитания, признавая высшей ценностью личность ребенка;

– развивать формы взаимодействия всех работников сферы образования с целью обмена опытом, повышения квалификации в рамках Интернет-ресурсов (сетевые сообщества педагогов, интерактивные методические кабинеты) и конкурсной деятельности;

– формировать систему педагогического взаимодействия «педагог-семья-ребенок» на основе общечеловеческих нравственных ценностей;

– способствовать разработке инновационных проектов по развитию родительских инициатив и современных форм взаимодействия семьи и школы.

IMG_1537[+].jpg

ТЕГИ

абитуриентам Академия Минпросвещения России анонс антикоррупция археология аспирантура Ассоциация выпускников СГСПУ вебинар видео волонтеры выпускники выставка грант день открытых дверей ЕГФ заседание методической секции зоомузей ИКТ в образовании иностранные языки интервью история ИФ кафедра журналистики кафедра иностранных языков кафедра романской филологии КДО КМО КНО конкурс Конкурс на замещение вакантной должности конференция концерт культмасс магистратура мастер-класс международный отдел международный студенческий обмен методический семинар Минпросвещения России музей истории наука наши преподаватели НИЧ объявление олимпиада ОРИМ ОРСКОиРСС отчет партнеры педагогический кванториум ППОР праздник практика профком студентов психологическая служба психология работодатели РСО СГСПУ семинар СМИ спорт Спортивный клуб страницы истории академии студенты студенческая журналистика телевидение технопарк технопарк универсальных педагогических компетенций тотальный диктант трудоустройство УВСР УМС учитель будущего учитель будущего поколения России фестиваль ФИТМК ФИЯ ФКИ ФКиИ ФМФИ ФНО ФПСО ФСО ФФ ФФКиС ФФКС ФЭУС ЦДП школьники
Июнь 2023
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012
подняться наверх