Обычная версия сайта
Размер шрифта: A A A
Цветовая схема: # # #
«Министерство просвещения Российской Федерации»
Версия для слабовидящих

"Студент не будет учить предмет, который самому преподавателю противен"

18 Марта 2014

1075076_427737567358047_1913549590_n (2).jpgЕкатерина Бакшутова к.псх.н. и декан факультета психологии ПГСГА о работе в средней школе, российской интеллигенции и экзистенциальном выборе.

Е.В. Бакшутова, автор более 80 публикаций, в их числе монографии «Историко-психологический подход к изучению большой социальной группы», «Интеллигентский дискурс», уникального Хронологически-тематического указателя журнала «Русская мысль», лауреат Губернской в области науки и техники в 2013 г. за цикл трудов «Психология российской интеллигенции в эпохи социальных перемен», рассказала о своей работе. 

- Екатерина Валерьевна, расскажите о своих последних достижениях?

Поскольку преподаватели исчисляют время своей жизни не календарными, а учебными годами, то и мои достижения последнего времени связаны, прежде всего, с 2013-2014 учебным годом. В сентябре 2013 года я неожиданно получила предложение работы педагога-психолога в средней школе. И неожиданно согласилась. То, что раньше представлялось, понималось на уровне «вообще» получило подтверждение в обыденной практике школьного психолога. Речь идет о противоречии между потребностями человека и общества в психологическом просвещении, сопровождении, поддержке и плохо организованном процессе оказания и получения этих услуг. 

Академический психолог все же имеет дело с идеализированными представлениями о человеке и обществе, а в действительности же люди живут очень сложно. Сегодня такая привычная диагностическая методика как «Рисунок семьи», например, может использоваться с большой оговоркой. Ребенок рисует свою семью: мама, папа, сестра, кот, сам ребенок. Затем он начинает рассказывать о своей семье, и оказывается, что у него – свой папа, у сестры – другой, а мама снова замужем и ждет нового братика или сестричку. Родители очень рады общаться с психологом, но так, чтобы психолог сам решил все проблемы семьи. Об этом можно очень долго рассказывать, но в любом случае, работа в школе позволила мне увидеть и прочувствовать новый смысл профессии психолога.

Среди других достижений – окончание докторантуры и соответственно работы над диссертацией; назначение на должность и.о.декана факультета психологии и получение Губернской премии в области науки и техники. Все три совпали по времени, но наиболее важно, конечно то, что связано с научной работой.

FB703B7F-SwBJAFYAXw,740,,,.jpg

- В этом году губернатор вручил вам диплом лауреата Губернской премии в области науки и техники за цикл трудов "Психология российской интеллигенции в эпохи социальных перемен», расскажите об этой работе? Как долго вы работали над этим исследованием? Какие сложности возникали в ходе работы?

Цикл трудов «Психология российской интеллигенции в эпохи социальных перемен» связан с основным моим научным интересом последних лет. Я уже много раз говорила, что когда начинала в 2000 году работу над кандидатской диссертацией по ментальности российской интеллигенции к.19-н.20 веков, была уверена, что интеллигенции уже нет. Но мой научный руководитель В.А. Шкуратов успокаивал меня: «Пишите, Катя, интеллигенция есть». 

Постепенно материал, с которым я работала в своем историко-психологическом исследовании – тексты журнала «Русская мысль» - начал откликаться в актуальной реальности – слова, идеологические конструкты, связи между словами и действиями, стереотипы. И уже защитив диссертацию, я решила выяснить, что думают мои современники об интеллигенции. Так была начата серия исследований социальных представлений о русской интеллигенции. Коллеги помогли провести такие же исследования в Санкт-Петербурге и Омске в 2009-10 гг. И конечно, в это время я читала довольно много исторических и психологических материалов, посвященных интеллигенции. И стала понимать, что и в научном дискурсе, и в публицистике, и в обыденном сознании интеллигенция наделяется абсолютно противоположными характеристиками, но в обоих случаях она демонизируется – представляется либо как глобальный источник российских бед (особенно в периоды социальных трансформаций) либо как самое доброе и значительное явление культуры в нашей стране. 

Появилась и гипотеза, связанная с тем, что интеллигенция отличается от других социальных групп во-первых, антиномиями - постоянным конфликтом установок, ценностей, ориентаций, самоописания, самоотношения; во-вторых тем, что в отличие других больших социальных групп она не имеет объединяющих материальных ресурсов, только идеальные – идеологию, духовную культуру, культурный код, национальная идентичность. По этой причине можно утверждать, что деятельностью, объединяющей интеллигенцию в группу, является дискурс – речевая деятельность, в процессе которой и конструируется нами названное. Дискурс – это не только очевидные высказывания (реплики, тексты, лозунги), но определенный контекст, который может быть очевиден, а может быть и скрыт, завуалирован словами.

ScreenHunter_06 Mar. 19 10.21.jpg

А затем неожиданно на сайте «Профессионалы.ру» я обнаружила сообщество «Интеллигенты 2.5». Эта группа была создана американцем российского происхождения, и его целью был некий эксперимент – попробовать организовать в Интернете группу, коммуникация в которой задавалась бы правилами интеллигентного общения. Все мы знаем, что анонимность пользователей Сети некоторых очень меняет, люди перестают соблюдать в виртуальном общении те правила, которых неизменно придерживаются «в реале». 

В группе я сначала стала активным «писателем», затем путем демократических выборов мне передали статус «создателя». Однако здесь я продержалась недолго. Помимо тем, которые были связаны с собственно виртуальным миром, вопросами экономики, политики и культуры, группа с таким названием не могла уйти от темы интеллигенции. И здесь-то очень выпукло обозначились те предположения, которые уже были: обсуждать, что такое интеллигенция и настаивать на своем собственном мнении гораздо важнее, чем согласиться с другим мнением; что весьма остро стоит проблема идентификации интеллигенции, поскольку в качестве образца идентичности разные интеллигенты выбирают доступный и привлекательный период истории и тех интеллигентов, которые в их представлении наиболее идеальны. На самом деле о каждом из таких людей мы знаем, как правило только то, что хорошо известно, опубликовано в прессе, а также с течением времени приукрашено и трансформировано в миф. Соответственно в современности образцов интеллигентных людей не находится. Кроме того, интеллигенты почти во все периоды своей истории занимаются отделением настоящих интеллигентов от ненастоящих (образованный класс и кружковая интеллигенция, интеллигенция и образованщина, интеллигенты и интеллектуалы).

То, что в 2009-2010 гг. выглядело как гипотеза, нашло яркое подтверждение в Интернет-коммуникации, особенно на ФБ. Многие из тех, на чьи новости я подписалась – «герои» моей диссертации, я их цитирую – и ученых, и журналистов, деятелей культуры. И здесь опять очевидно это качество групповой психологии – обязательно друг друга опровергать. Вот, собственно говоря, почему так важно заниматься проблемой интеллигенции, особенно ее социальной психологией. Духовная культура страны в любом случае определяется ее интеллектным классом. Но если интеллигенция постоянно занята либо поиском определения понятия «интеллигенция», либо постоянными спорами, и совершенно не настроена на консолидацию, то общественное сознание тоже будет находиться в таком состоянии, к тому же, от интеллигенции будут отворачиваться другие социальные слои.

Основные сложности связаны с коммуникацией «вокруг» интеллигенции – и в социальных сетях, и в дискуссиях «на кухне», и особенно в научной среде. Поскольку все, а тем более научные работники считают себя специалистами по проблеме интеллигенции. И тут же начинают спорить и ругаться. Стереотипы очень сильны и живучи, поэтому для людей, которые обсуждают эту проблему, крайне сложно принять то, что и те, кто хорошо говорят об интеллигенции, и те, кто ее ругает – все представляют большую группу интеллигенции с ее «расколотой» групповой психологией. 

Думаю, что мне удалось в своих исследованиях преодолеть эту постоянную демоническую дихотомию в отношении интеллигенции, уйдя от попытки выявить подлинные черты подлинного интеллигента. Думаю, что такой путь пока не имеет конструктивного потенциала. Ведь как только мы начинаем говорить о каких-то людях, как об интеллигентах (подразумевается – лучших людях), то сразу же все остальные делаются людьми худшими. А вот анализ, связанный с социальными функциями интеллигенции, имеет не просто интерес описания и констатации фактов или психологических явлений, но и обладает прогностическим потенциалом для всей социальной практики.

слайд.jpg

- В мае запланирован ваш вебинар «Адам и Ева: экзистенциальный выбор» в рамках проекта Вебинары ПГСГА. Расскажите, о чем он будет?

Интерес к этой теме восходит еще к студенческим. Я училась на историческом факультете СамГУ. Плохо представляя, кто такие евреи, и совсем ничего не зная об антисемитизме, я неожиданно заинтересовалась этой проблемой. Моя дипломная работа была посвящена еврейским погромам 1881-1882 гг. Постепенно я стала «обрастать» литературой по еврейской истории, культуре и религии (в начале 90-х годов ее было еще не очень много), потом эти знания пригодились, когда я работала на отделении «Театр. МХК» в нашем вузе и вела курс истории и теории религии. А теперь оказалось, что многие из библейских образов и проблем тесно переплетаются с предметной областью психологии. 

Я не владею ивритом, но религиоведческая литература дает возможность понять, что религиозный текст не берется с потолка. Даже если мы закоренелые атеисты, такой текст показывает, как люди в далекие исторические эпохи представляли себе устройство мира, место человека в этом мире, смысл его жизни. Каждая буква имеет свое значение, которое мы зачастую от перевода к переводу утрачиваем. Проблемы, которые рассматривает экзистенциальная психология: выбор, свобода, ответственность – они очень хорошо представлены в самом важном библейском сюжете – истории грехопадения Адама.

- Как вы выстраиваете свою педагогическую деятельность? Есть ли какие-то особые приемы по работе со студентами?

Несмотря на то, что в 2013 году исполнилось 20 лет, как я работаю в нашем вузе, боюсь, что не могу сказать, что у меня сложились какие-то особые педагогические приемы. По-моему, самое главное – это любовь к предмету, заинтересованность, честность и постоянное развитие. Студент не будет учить предмет, который самому преподавателю противен. Хотя бывают и скучные или сложные темы, не спорю J. Также, на мой взгляд, очень важна эмпатия и обратная связь. На любом занятии я стараюсь замечать – кто как смотрит и слушает, слушает ли вообще. Интересно ли, понятно ли и т.д. Единственное, чего не люблю – давать какой-то материал под диктовку. 

Ольга Мунтян, ПГСГА

ТЕГИ

абитуриентам Академия Минпросвещения России анонс антикоррупция археология аспирантура Ассоциация выпускников СГСПУ вебинар видео волонтеры выпускники выставка грант день открытых дверей ЕГФ заседание методической секции зоомузей ИКТ в образовании иностранные языки интервью история ИФ кафедра журналистики кафедра иностранных языков кафедра романской филологии КДО КМО КНО конкурс Конкурс на замещение вакантной должности конференция концерт культмасс магистратура мастер-класс международный отдел международный студенческий обмен методический семинар Минпросвещения России музей истории наука наши преподаватели НИЧ объявление олимпиада ОРИМ ОРСКОиРСС отчет партнеры педагогический кванториум ППОР праздник практика профком студентов психологическая служба психология работодатели РСО СГСПУ семинар СМИ спорт Спортивный клуб страницы истории академии студенты студенческая журналистика телевидение технопарк технопарк универсальных педагогических компетенций тотальный диктант трудоустройство УВСР УМС учитель будущего учитель будущего поколения России фестиваль ФИТМК ФИЯ ФКИ ФКиИ ФМФИ ФНО ФПСО ФСО ФФ ФФКиС ФФКС ФЭУС ЦДП школьники
Июнь 2023
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012
подняться наверх